ВВЕДЕНИЕ Вы — намеренно ухудшили свои жилищные условия!!! Это — любимая фраза чиновника, распределяющего социальное жильё. Эти слова греют его душу, ласкают его слух, мажут мёдом его уста. Это — как глоток выдохшегося шампанского 1 января, как запах травы после противогаза… И огромное поле для коррупции. Поучаствовал в приватизации? — Ухудшил! Намеренно!! Продал — подарил? — Еще худшее, ещё намереннее!!! Выкидываем из очереди! Через пять лет — поставим снова, но в самый конец! Что делать? Нести пухлый конверт … или всё-таки заглянуть в Жилищный кодекс?
- Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий
- «Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий».
-
КОММЕНТАРИИ
Если вы попытаетесь расширить свои знания в области намеренного ухудшения жилищных условий, используя опубликованные комментарии к жилищному законодательству, то будете неприятно удивлены. В худшем случае это будет «пересказ своими словами» (лохотронистый, но, видимо, коммерчески очень успешный вид издания дорогостоящих комментариев), а в лучшем случае – кочуемая из комментария к комментарию цитата (как правило, без ссылок) из Грудцыной Л.Ю.[1]
Особое внимание обратим на тезис № 2: какие-либо действия можно признать намеренным ухудшением только тогда, когда гражданин не состоит на учёте. Это совершенно справедливо, так как если гражданин уже состоит на учёте нуждающихся, то любые его действия необходимо оценивать не по ст. 53, а уже по части 8 ст. 57 ЖК РФ (подробнее об этом – чуть ниже).
И, наконец, наиболее «продвинутые» комментарии всё-таки дают ссылку на правовую позицию, изложенную в Постановление Конституционного суда РФ[2]:
По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. В этой ситуации решение вопроса о том, можно ли рассматривать…иные действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для его признания нуждающимся в жилом помещении, как проживающего в условиях, не пригодных, по его мнению, для проживания, требует оценки фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции. Надо сказать, что данная правовая позиция имеет необыкновенно важное значение. Дело в том, субъекты РФ, а также министерства, вправе принимать нормативные правовые акты, в которых устанавливаются условия, признаваемые (или не признаваемые) намеренным ухудшением жилищных условий. И хотя, в целом, они во многом похожи, всё-таки тенденция «кто в лес, кто – по дрова» — явно прослеживается. Но главное заключается в том, что в большинстве случаев эти самые условия никак не соответствуют правовой позиции, изложенной КС РФ, а значит, для нас, для адвокатов,есть непаханое поле для работы. Для примера возьмём закон г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», где в статье 10 установлено, в частности, что:
«Действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий, не являются: … — вселение супруга (супруги), нетрудоспособных родителей, иных граждан в установленном порядке в жилые помещения в качестве членов семьи, если до вселения указанные лица были приняты на жилищный учет в городе Москве»
Давайте построим эту тяжёлую для восприятия фразу попроще: Если супруг(а) ранее не была принята на жилищный учёт, то его/её вселение является намеренным ухудшением жилищных условий.
Абсурдность этого правила очевидна. Возьмём весьма распространённую ситуацию: гражданин проживает в квартире своих родителей, собственности не имеет, но является членом семьи собственника, на каждого приходится более учётной нормы – он не может быть признанным нуждающимся в получении жилого помещения и принят на учёт.
Далее вступление в брак, где супруг имеет в собственности жильё, также не имеет права быть принятым на учёт, но после вселения супруга приходящаяся на каждого площадь становится меньше учётной.
Можно ли вселение одного супруга к другому считать «умышленными действиями с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий»?
Но выход есть. Ниже приводится интересная позиция Верховного Суда РФ[3]: «Кроме того, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации также учитывает следующее. Согласно части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Под семьей понимаются лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство (статья 1 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»). В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию. Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О (далее следуют вышеприведённые цитаты)… Из содержания искового заявления следует, что после заключения брака Рыбкина В.П. и Рыбкин В.И. пришли к выводу о том, что проживание и ведение совместного хозяйства целесообразно в квартире, в которой проживает Рыбкина В.П., площадью 56.1 кв. метров). При этом они исходили из того, что данная квартира является трехкомнатной, то есть позволяет семье Рыбкиных, семье Хорошавиных, а также совершеннолетней Хорошавиной Е.П. проживать в изолированных жилых помещениях, в то время как квартира, в которой проживал Рыбкин В.И. ( площадью 51,6 кв. метров), является двухкомнатной, что исключает возможность истцам, Рыбкину И.Я. и Рыбкину М.И. проживать в изолированных жилых помещениях. Таким образом, следует признать разумными, добросовестными, совершенными в рамках и во исполнение действующего законодательства действия Рыбкина В.И. по вселению в квартиру N и регистрации в ней. [1] (Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Н.М. Коршунова. М., 2005. С. 146 – 147). [2] Определение Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19 апреля 2007 г. № 258-О-О [3] Определение Верховного Суда РФ от 15 марта 2011 г. N 5-В10-102
Продолжение следует.
АНОНС!Во второй части статьи (публикация – 23 января) будут рассмотрены вопросы:
1. Почему при определении намеренного ухудшения жилищных условий не обойтись без математики. 2. Методика определения намеренного ухудшения жилищных условий. 3. Разграничение правовых последствий статьи 53 и части 8 статьи 57 ЖК РФ — наглядная таблица.
Источник: https://pravorub.ru/articles/35762.html
Намеренное ухудшение жилищных условий: Какие могут быть последствия
Многие люди хотели бы каким-либо образом улучшить свои жилищные условия. Для этого как вариант используется намеренное ухудшение жилищных условий.
В этой статье мы разберемся как можно намеренно ухудшить жил условия, последствия ухудшения жил условий, какое есть привлечение к ответственности, может ли быть отказ в предоставлении нового жилья, как производится снятие с очередей на улучшение жилищных условий.
Намеренное ухудшение жилищных условий
«Намеренное ухудшение жилищных условий» — этот термин впервые появился в правовой науке с введением и вступлением в силу нового ЖК РФ в 2005 году, в котором законодатель предусмотрел возможность осуществления гражданами действий, влекущих за собой ухудшение жилищных условий. Делается это нередко с целью дальнейшей постановки на учет в качестве нуждающихся в жилье. Но что можно считать намеренным ухудшением жилищных условий и какая ответственность предусмотрена за подобное деяние? Об этом
Как мы уже сказали выше, о сознательном ухудшении жилищных условий стали говорить только после введения в действие нового ЖК РФ, собственно, тогда же появилось и само понятие намеренного ухудшения жилищных условий. Данное понятие фигурирует в ст.
53 Жилищного кодекса РФ, при этом ни сам кодекс, ни иные законы и подзаконные акты не раскрывают этого понятия. Мало того, непонятно даже, кто и каким образом может квалифицировать действия гражданина как намеренное ухудшение жилищных условий.
Тут на помощь приходит определение Конституционного суда и работа юристов-правоведов, на основании которых можно выделить основные признаки, позволяющие отличить преднамеренное ухудшение жилищных условий от невиновных действий граждан.
И главным признаком здесь служит умышленность действий — то есть гражданин на момент их совершения должен отдавать себе отчет в том, что данные действия влекут за собой именно ухудшение жилищных условий и соглашаться на наступление таких последствий.
Как можно намеренно ухудшить жил условия
В результате совершения действий такого рода гражданин может быть признан нуждающимся в улучшении жилья и поставлен на учет.
У гражданина должно быть намерение встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Без этого квалифицировать его деяния как злоупотребление субъективным правом невозможно.
На момент совершения деяния гражданин не должен состоять на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Этот признак также очень важен, т. к. если действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, совершены гражданином, уже стоящим в очереди на получение жилья, они автоматически лишаются признака умышленности действий.
Получается, что намеренным ухудшением жилищных условий можно считать любые умышленные действия, в результате которых гражданин приобретает основания для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий и получения жилья от государства (органов местного самоуправления).
В качестве примера намеренного ухудшения жилищных условий можно привести обмен жилого помещения на другое — меньшей площади или в худшем состоянии, раздел жилой недвижимости или ее продажа.
Разумеется, не каждая продажа или обмен влечет ухудшение жилищных условий, но если, например, семья из 3 человек обменивает 2-комнатную благоустроенную квартиру площадью 47 кв. м на 1-комнатную площадью 38 кв.
м, чтобы потом встать на учет в качестве нуждающихся, то это является злоупотреблением субъективным правом.
Последствия ухудшения жил условий
Источник: https://jur24pro.ru/sotsialnye-programmy/namerennoe-ukhudshenie-zhilishchnykh-usloviy-kakie-mogut-byt-posledstviya-267879/
Намеренно ухудшить жилищные условия к чему приведет
Очень частая проблема, когда граждане пытаются преднамеренно ухудшить свою площадь проживания для получения от государства льгот на получение нового жилья.
Следует отметить! Что если гражданин уже состоит на учете на получение жилья, совершение преднамеренного изменения условий жилья пожет послужить веской причиной снятия такой личности с очереди и отказ от дальнейшей возможности подачи документов.
Чаще всего к таким методам прибегают такие категории людей:
- Люди, которые находятся на военной службе, которые имеют право на получение служебного жилья в собственность.
- Молодые семьи, которые хотят получить льготы для приобретения новой недвижимости
- Другие виды социально незащищённых слоев населения (многодетные, инвалиды), которые пытаются получить жилье от государства в первую очередь.
Признаки намеренных действий:
- Продажа жилья, оформление договора дарения, передача права собственности другим лицам
- Оформление фиктивного развода
- Регистрация родственников, которые были прописаны в других местах на своей территории жилой площади
- Преднамеренный выход их жилищного сообщества для получения доли
- Невыполнение обязательств, которые указаны в договоре найма жилья, что в следствии приводит к принудительному выселению
Примечание! Список критериев далеко не весь, имеются граждане, которые находят множество других способов как уменьшить положенные законодательством для проживания размеры жилой площади.
Как мы уже сказали выше, о сознательном ухудшении жилищных условий стали говорить только после введения в действие нового ЖК РФ, собственно, тогда же появилось и само понятие намеренногоухудшения жилищных условий. Данное понятие фигурирует в ст.
53 Жилищного кодекса РФ, при этом ни сам кодекс, ни иные законы и подзаконные акты не раскрывают этого понятия. Мало того, непонятно даже, кто и каким образом может квалифицировать действия гражданина как намеренное ухудшение жилищных условий.
Тут на помощь приходит определение Конституционного суда и работа юристов-правоведов, на основании которых можно выделить основные признаки, позволяющие отличить преднамеренное ухудшение жилищных условий от невиновных действий граждан.
И главным признаком здесь служит умышленность действий — то есть гражданин на момент их совершения должен отдавать себе отчет в том, что данные действия влекут за собой именно ухудшение жилищных условий и соглашаться на наступление таких последствий.
Кроме того:
- В результате совершения действий такого рода гражданин может быть признан нуждающимся в улучшении жилья и поставлен на учет.
- У гражданина должно быть намерение встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Без этого квалифицировать его деяния как злоупотребление субъективным правом невозможно.
- На момент совершения деяния гражданин не должен состоять на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Этот признак также очень важен, т. к. если действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, совершены гражданином, уже стоящим в очереди на получение жилья, они автоматически лишаются признака умышленности действий.
Получается, что намеренным ухудшением жилищных условий можно считать любые умышленные действия, в результате которых гражданин приобретает основания для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий и получения жилья от государства (органов местного самоуправления).
В качестве примера намеренного ухудшения жилищных условий можно привести обмен жилого помещения на другое — меньшей площади или в худшем состоянии, раздел жилой недвижимости или ее продажа.
Разумеется, не каждая продажа или обмен влечет ухудшение жилищных условий, но если, например, семья из 3 человек обменивает 2-комнатную благоустроенную квартиру площадью 47 кв. м на 1-комнатную площадью 38 кв.
м, чтобы потом встать на учет в качестве нуждающихся, то это является злоупотреблением субъективным правом.
«Намеренное ухудшение жилищных условий» — этот термин впервые появился в правовой науке с введением и вступлением в силу нового ЖК РФ в 2005 году, в котором законодатель предусмотрел возможность осуществления гражданами действий, влекущих за собой ухудшение жилищных условий. Делается это нередко с целью дальнейшей постановки на учет в качестве нуждающихся в жилье. Но что можно считать намеренным ухудшением жилищных условий и какая ответственность предусмотрена за подобное деяние? Об этом
Как мы уже сказали выше, о сознательном ухудшении жилищных условий стали говорить только после введения в действие нового ЖК РФ, собственно, тогда же появилось и само понятие намеренного ухудшения жилищных условий. Данное понятие фигурирует в ст.
53 Жилищного кодекса РФ, при этом ни сам кодекс, ни иные законы и подзаконные акты не раскрывают этого понятия. Мало того, непонятно даже, кто и каким образом может квалифицировать действия гражданина как намеренное ухудшение жилищных условий.
Тут на помощь приходит определение Конституционного суда и работа юристов-правоведов, на основании которых можно выделить основные признаки, позволяющие отличить преднамеренное ухудшение жилищных условий от невиновных действий граждан.
И главным признаком здесь служит умышленность действий — то есть гражданин на момент их совершения должен отдавать себе отчет в том, что данные действия влекут за собой именно ухудшение жилищных условий и соглашаться на наступление таких последствий.
Источник: https://imdbmedia.info/namerenno-ukhudshit-zhilishchnye-usloviya-chemu-privedet/
Что такое намеренное ухудшение жилищных условий — признаки, особенности и последствия
Это возможно при наличии нескольких обстоятельств. Так, например, если занимаемая гражданами жилплощадь не соответствуют тем нормам, которые были утверждены в регионе их проживания или же прочим требованиям, предъявляемым к жилью для его эксплуатации.
Ухудшение жилищных условий — это одно из допустимых отечественным законодательством оснований для получения заветной квартиры от государства.
Однако же в действительности граждане нередко сознательно решаются сделать существующие условия гораздо хуже, чтобы получить шанс стать претендентами на социальное жилище. В чем выражается указанное выше ухудшение условий и какие существуют последствия за совершение данного деяния, идущего в разрез с законом, будет рассмотрено далее.
Позвоните по телефону бесплатной горячей линии
Высококвалифицированные специалисты в области права проконсультируют Вас и ответят на все Ваши вопросы: Гражданское право, Недвижимость, Корпоративное право, Трудовое право, Автомобильное право, Страхование, Уголовное право, Семейное право, Наследство, Защита прав потребителей, Интеллектуальная собственность.
Что можно квалифицировать как умышленное ухудшение условий
- Чтобы разобраться в том, что является ухудшением жилищных условий, осуществленным с умыслом, следует обратиться к содержанию ЖК РФ.
- Именно с его принятием в 2005 году была установлена ответственность за ухудшение имеющегося жилья, итогом которого, согласно намерению, должно быть включение в очередь на социальную жилплощадь.
- Так как в отечественной нормативной документации все же отсутствует точно сформулированный юридический термин «ухудшение жилищных условий», тем не менее, можно обозначить характерные особенности, позволяющие квалифицировать деяние именно так.
- В частности:
- умышленные действия. Лицо, реализуя их, понимает, что его условия проживания непременно изменятся в худшую сторону, и это позволит ему претендовать на недвижимость от государства. Например, он отчуждает часть жилплощади в пользу третьих лиц по какому-либо гражданскому договору. Так, он может лишиться жилья или его части вследствие обыкновенной продажи;
- лицо в результате своих противозаконных действий было поставлено в очередь на жилье;
- на момент осуществления деяния лицо не было включено в очередь. Ухудшение условий проживания гражданином, который уже имеет необходимый статус и на законных основаниях является очередником на жилье, не повлечет каких-либо неприятных последствий, так как не является противозаконным и, соответственно, не может квалифицироваться как умышленное.
Под намеренным ухудшением могут трактоваться исключительно те действия лица, благодаря которым он сможет стать законным претендентом на жилье от государства.
Рассмотрим наглядный пример.
Молодая семья из 4 домочадцев имеет благоустроенную квартиру из трех комнат, площадь которой составляет 70 кв. метров, что соответствует учетной норме жилья региона их проживания, а именно 16 кв. метров на 1 лицо.
Зная, что несоответствие учетной нормы — это веская причина для включения в очередь на жилье, собственник объекта недвижимости осуществляет сделку, по исходу которой он становится владельцем однокомнатной квартиры площадью 42 кв. м.
Если по итогам таких манипуляций гражданин встает на жилищный учет, то он фактически злоупотребляет субъективным правом, так как его деяния являются сознательными и противозаконными.
Что нельзя считать умышленным ухудшением
Не все деяния квалифицируются, как умышленное изменение в худшую сторону жилищных условий. В частности, к таковым можно отнести следующие действия:
- регистрация ребенка у одного из его родителей, что вытекает из ст. 20 ГК РФ, которая предполагает то, что несовершеннолетний обязан иметь прописку по адресу проживания его отца или матери. Появление новорожденного в семье не может являться злонамеренным ухудшением;
- регистрация в помещении нового члена семьи в связи с замужеством или же прочих родственников, например, родителей собственника;
- временная постановка на учет по собственному адресу, как родственников, так и третьих лиц;
- отказ одаряемого от подарка, которым является жилплощадь, или же отказ непосредственно дарителя от исполнения, заключенного им договора дарения;
- признание сделки не соответствующей законодательству судебным решением;
- аннулирование рентного соглашения и возврат объекта недвижимости.
Так как подобные действия не являются умышленным ухудшением условий проживания, то гражданин при наличии соответствующих оснований, перечень которых приведен в ст. 51 ЖК РФ, может встать в жилищную очередь и получить причитающиеся ему квадратные метры.
Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов! Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — обращайтесь к специалистам по телефонам, указанным наверху страницы, или через онлайн-форму.
Ухудшение жилищных условий военнослужащими
Что касается военнослужащих, то предоставление им социального жилья осуществляется на основании Приказа Министерства обороны № 1280 от 30.09.2010.
В п. 4 настоящего нормативного документа указано, что умышленная корректировка в худшую сторону условий проживания может наступить в результате совершения лицом, проходящим военную службу, определенных действий, которые могут выражаться в существенном уменьшении жилой площади.
Некоторые военнослужащие совершенно сознательно идут на такое уменьшение. Например, они могут совершить любую сделку, результатом которой будет отчуждение всего жилья или же только его доли.
- Кроме того, умышленное ухудшение может произойти вследствие изменения порядка пользования жильем, которое может выражаться в неуплате услуг ЖКХ.
- Также в том случае, если действия военнослужащего ведут к порче жилого помещения, в результате оно перестает отвечать техническим и санитарным нормам.
- Факт сознательного ухудшения будет также выявлен, если офицер заключит фиктивный брак для получения добавочных квадратных метров, или же, наоборот, в случае развода выделит долю занимаемого жилья бывшему супругу.
- Как и в случае с остальными гражданами, действия военнослужащего по ухудшению условий проживания нельзя признать умышленными, если он на момент их совершения уже был включен в реестр, как претендент на социальное жилье.
- В Приказе №1280 содержится подробный перечень действий, которые не попадают под умышленную корректировку условий в худшую сторону, к таковым относятся:
- получение прописки в жилище военнослужащего его супруги, несовершеннолетнего ребенка, родителей, иждивенцев в случаях, если упомянутые лица до вселения не имели собственного жилья, в том числе и в пользовании. Если таковые помещения имелись, то они должны быть официально признаны не подходящими для жизни в них. Также если лицо выписалось с места жительства в связи с заключением брака с военнослужащим и дальнейшим перемещением с супругом к месту службы. Гражданин был снят с учета по месту проживания из-за переезда к месту службы его родителя;
- аннулирование рентного договора с военнослужащим;
- объявление сделки с жильем недействительной по решению суда;
- освобождение занимаемой жилплощади военнослужащим, вследствие переезда для несения службы в другую местность.
Какие существуют последствия
Если человек решается на ухудшение условий проживания дабы стать претендентом на желаемое социальное жилье, то есть фактически идет в обход действующего законодательства, то оно должно понимать, что при выявлении факта подобного деяния наступят соответствующие последствия.
Несмотря на то, что отечественное законодательство не содержит строгих мер в отношении лиц, совершивших упомянутое правонарушение, в ст. 53 ЖК РФ все же содержится единственная санкция.
- Если действия гражданина будут выявлены и квалифицированы в соответствии с содержанием указанной правовой нормы, то собрать документы и встать в очередь он сможет только по истечении 5 лет.
- Точкой отсчета указанного срока будет являться день совершения умышленного деяния.
- Сознательная корректировка условий проживания в худшую сторону осуществляется с целью получения субъективного права на государственное жилье или добавочных квадратных метров, чтобы увеличить площадь жилища.
- Судебная практика содержит достаточно количество таких случаев.
Чтобы применение санкции, предусмотренной ст. 53 ЖК РФ, стало возможным, факт наличия умышленного противоправного деяния должен быть установлен в зале суда.
Телефоны бесплатной горячей линии
Высококвалифицированные специалисты в области права проконсультируют Вас и ответят на все Ваши вопросы: Гражданское право, Недвижимость, Корпоративное право, Трудовое право, Автомобильное право, Страхование, Уголовное право, Семейное право, Наследство, Защита прав потребителей, Интеллектуальная собственность.
Источник: https://pravbaza.ru/zhilishhnoe-pravo/namerennoe-uhudshenie-zhilishchnyh-uslovij
Намеренное и ненамеренное ухудшение жилищных условий
Согласно статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации: граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. В формулировке отказов в постановке на очередь факт намеренного ухудшения жилищных условий прослеживается наиболее часто, что подтверждается практикой жилищных комиссий муниципальных образований. Итак, закон устанавливает последствия намеренного ухудшения жилищных условий, однако не разъясняет, что же именно понимать под «намеренным ухудшением». Это обстоятельство создает богатую почву для «вольного толкования» данной нормы органами местного самоуправления, что нередко приводит к необоснованным отказам в постановке на очередь и в конечном итоге к судебному разбирательству.
- Анализ практической деятельности жилищных комиссий позволяет достаточно четко разграничить примеры намеренного и ненамеренного ухудшения жилищных условий.
- Классические примеры намеренного ухудшения жилищных условий:
- 1) Брат дарит дом своей двоюродной сестре, которая зарегистрирована и проживает в другом городе и спустя неделю подает заявление о постановке его на очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
2) Собственник жилого дома площадью, в несколько раз превышающей принятую в муниципальном образовании учетную норму вселяет в данный дом своих племянников, друзей знакомых и т.д. до тех пор, пока площадь дома не станет менее учетной нормы на одного проживающего и сразу же подает заявлении о признании его нуждающимся в жилье.
- 3) Сын, зарегистрированный в квартире, принадлежащей на праве собственности его матери и проживающий в ней в качестве члена ее семьи, регистрируется в принадлежащей ему комнате в общежитии площадью менее учетной нормы и подает заявление о постановке его на очередь.
- 4) Дедушка дарит квартиру своему внуку и спустя год подает заявление в жилищную комиссию о постановке его на очередь.
- Таким образом: основополагающими являются действия самих граждан, которые привели к ухудшению жилищной ситуации.
Нередко бывает, что жилищные условия были ухудшены не самими гражданами, а иными лицами. Например, в случае, когда собственник жилья выселяет проживающих совместно с ним граждан через суд.
Или наоборот вселяет кого – либо, в результате жилищная ситуация граждан, проживающих совместно с ним ухудшается. Очевидно, что в данном случае нельзя считать эти действия намеренным ухудшением жилищных условий.
В данных случаях граждане не сами совершают действия по ухудшению жилищных условий и никак не могут повлиять на эти события.
Встречаются и случаи ненамеренного ухудшения жилищных условий.
Классическими примерами ненамеренного ухудшения жилищной ситуации, например, являются: переезд одного из супругов к другому после регистрации брака, рождение ребенка и многие другие.
По смыслу своему семья предполагает совместное проживание, поэтому регистрацию одного супруга по адресу другого нельзя расценивать как намеренное ухудшение жилищных условий, равно как и рождение детей.
Четкая позиция по вопросу намеренного или ненамеренного ухудшения жилищных условий изложена в решениях высших судов Российской Федерации. Так Верховный суд Российской Федерации в своем Определении от 15.03.
2011 по делу № 5 – В10 – 102 четко указывает, что действующее законодательство ухудшение жилищных условий связывает не с любыми действиями, приведшими к уменьшению площади жилого помещения, а только с такими действиями, в результате которых возникла нуждаемость в жилых помещениях.
Причем, по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации совершение действий по ухудшению жилищных условий препятствует принятию на учет только тех граждан, которые совершили эти действия.
Права иных граждан быть принятыми и состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях при наличии к тому предусмотренных законом оснований не могут быть ограничены в связи с совершением кем бы то ни было действий по ухудшению жилищных условий.
Таким образом, намеренное на первый взгляд ухудшение жилищных условий далеко не всегда намеренно.
Как следует из Определения Конституционного суда от 19.04.
2007 N 258-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации»: ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Следует отметить, что согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации: обязанности по доказыванию законности обжалуемых постановлений органов местного самоуправления, возлагается на эти органы. Таким образом если дело дойдет до судебного разбирательства: факт намеренного ухудшения жилищных условий гражданами должен быть доказан органами местного самоуправления.
Источник: https://urist-express33.ru/2018/01/04/namerennoe-i-nenamerennoe-uhudshenie-zhilishhnyh-uslovij/
Намеренное ухудшение жилищных условий — судебная практика
Такое понятие, как ухудшение жилищных условий в нашем законодательстве появилось сравнительно недавно. Соотечественники, преследуя алчные цели, часто намеренно ухудшают свои условия проживания, рассчитывая на помощь государства в их улучшении. Но многие не понимают, что подобны действия считаются преступлением и за это грозит определенное наказание.
Намеренные действия и их последствия
В своей личной практике я сталкивался с таким достаточно часто. Обычно ситуация возникает тогда, когда дети женятся, выходят замуж и ищут возможные способы, чтобы жить отдельно от родителей.
Даже прописка молодого супруга/супруги на квадратных метрах свой половины уже можно рассматривать как намеренное ухудшение жилищных условий. Подобные ситуации регулируются законодательством (ст. 56 ЖК).
Если будут выявлены и доказаны неправомерны действия, то семья лишается права на получение отдельного жилья по молодежной программе сроком на пять лет или же все члены семьи просто исключаются из этой программы. Из личного опыта могу сказать, что я встречал много семей, которые навсегда потеряли право участвовать в программе как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Ситуация усложняется тем, что действие Жилищного Кодекса не одинаково для всех регионов. Что именно подразумевается под этим понятием, решают органы самоуправления на местах. Но существуют единые признаки, характеризующие намеренное ухудшение жилищных условий:
- человеком были совершены действия, целью которых является постановка на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий;
- лицо не числится как нуждающийся улучшении условий жизни;
- совершенные действия считаются преднамеренными, имеют характер злого умысла, чтобы попасть в число нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- совершенные действия уже привели к тому, что человек был взят на учет для улучшения условий жизни.
Подобные ситуации являются основополагающими, чтобы признать условия жизни неудовлетворительными. Но в ходе разбирательств часто выявляется, что это было намеренное ухудшение жилищных условий. Судебная практика имеет массу доказательств подобных фактов. На основании ст. 49 ЖК некоторые подобные действия квалифицируются как намеренные:
- съемщик социального жилья прописал в нем родственника и затем мотивировал это тем, что квадратных метров недостаточно;
- необоснованное расторжение недействительной сделки ренты;
- отказ от сделки дарения;
- самовольное поселение и прописка временных жильцов.
Важно! Поселение и прописка несовершеннолетних детей по месту прописки одного из родителей не является намеренным нарушением.
Стоит отметить еще один факт, который на законодательном уровне не считается нарушением. Например, человек уже является участником программы по улучшению жилищных условий и в это время прописывает на жилплощадь кого-то из родственников. Нарушением будет тот факт, если претендовать на улучшение жилья будет вновь прописанный человек.
Это уже может привести к тому, что и прописавший может быть исключен из программы сроком на пять лет. Факты нарушения фиксируются и анализируются уполномоченными членами органов местного самоуправления и на основании решения комиссии признают нарушениям или же его отсутствием. Решение принимается на основании данных, внесенных в акты обследования жилищных условий:
- количество зарегистрированных людей на жилой площади, даты последних регистраций и их родственные отношения;
- любые виды сделок с целью ухудшения жилищных условий;
- невыполнение договорных обязательств, что стало причиной разорваны договора и принудительного выселения;
- нотариально выделенная доля с целью ухудшения условий;
- любой вид отчуждения жилья, находящегося в собственности.
Подробнее о действиях, которые могут повлечь ухудшение жилищных условий, и об ответственности за такие действия, смотрите в видео-ролике:
Я понимаю, что многим не совсем понятно формулировка некоторых статей. Поэтому счел необходимым привести примеры из собственной практики, чтобы пояснить это на примерах из жизни простых граждан. Но сразу стоит отметить, что ГД РФ внесла некоторые правки, на основании которых действия не могут быть признанными как преднамеренные.
- Поселение и прописка законного супруга и несовершеннолетних лиц.
- Расторжение договора аренды и возврат жилья в муниципальную собственность.
- Признание сделки (судебное) недействительной, последующее выселение;
- Несогласованное вселение престарелых лиц, чья недвижимость была продана или передана безвозмездно органам самоуправления.
Закон начал действовать с 2005 года и в него постоянно вносятся правки. Рассчитывать на улучшение жилищных условий путем преднамеренного их ухудшения нельзя.
По крайней мере, перед тем, как прописать в таком жилье родственников и затем требовать улучшений проживания, необходимо проконсультироваться с юристами. Действия могут попадать под статьи, предусматривающие наказание.
И наиболее часто, что может произойти, это исключение из программы пожизненно или на ближайшие пять лет.
Претенденты на улучшение жилищных условий
Законодательно определено несколько категорий граждан, которые официально имеют право претендовать на улучшение жилищных условий.
- Лица, которые не являются или не являлись ранее владельцами недвижимости.
- Молодые семьи, не имеющие собственного жилья, если их возраст не превышает 35 лет.
- Собственники, чья жилплощадь не соответствует установленным нормам.
- Люди, проживающие в условиях, непригодных для жизни.
- Сироты, которых выпустили из детских домов, интернатов, оставшиеся без попечительства.
- Лица, чье состояние здоровья связано с тяжелыми, хроническими заболеваниями.
На данный момент Думой разрабатывается законопроект, которым будут определяться категория лиц, чьи заболевания будут внесены в перечень хронических, тяжелых для участия в программе по предоставлению или улучшению жилищных условий. Пока нельзя конкретно с каким именно заболеванием человек может претендовать на получение муниципальной жилплощади.
Важно! Если один из супругов оставил жилье в пользу другого после развода, то участвовать в программе по улучшению жилищных условий он не имеет права.
Для участников военных действий предусмотрена другая программа, направленная на улучшение жилищных условий.
В 50 ст. ЖК указано, что на каждого человека должно быть не менее 12 квадратов жилой площади. Кроме этого, определяются и другие нормы:
Категория | Стандартные нормы (кв. м.) |
1 человек | 18 |
Семья из двух человек | 42 |
Семья из трех и более человек | Более 30 |
Судебная практика
Мне часто приходится сталкиваться с подобными инцидентами. Клиенты, не осознав до конца, кто имеет право претендовать на улучшение жилищных условий, начинают совершать преднамеренные ухудшения. Все это становится понятно органам самоуправления и люди просто не понимают, почему они теряют право воспользоваться подобным преимуществом.
Ко мне обратилась девушка с просьбой помочь в непростой ситуации. Ее родной отец выписал ее из квартиры (через суд) и выставил просто на улицу. Отец арендовал муниципальное жилье. Что стало поводом такого разногласия между двумя родными людьми, это тема отдельного разговора. Но девушка получила право на участие в программе по улучшению жилищных условий.
Похожий случай, но с принципиально другим решением. Молодые супруги выписались из собственного жилья своих родителей и прописались в комнате (принадлежащей одному из родителей), общая площадь которой 18 квадратов.
После рождения ребенка его прописали в эту же комнату, рассчитывая, что теперь их жилищные условия должны быть улучшены, так как 18 метров на троих не отвечает установленным нормам.
Действия молодых людей были признаны преднамеренными и теперь рассчитывать на увеличение жилплощади они могут не ранее, чем через пять лет.
Перед вступлением в брак, мужчина узнает, что не так давно его невестой был продана недвижимость, находящаяся в ее собственности.
Он переживал, сможет ли их семья претендовать на улучшение жилищных условий. Я сразу успокоил мужчину, что все, что делала женщина до замужества, не имеет отношения к брачному союзу.
Поэтому претендовать на улучшение жилищных условий их молодая семья сможет.
Часто обращаются клиенты с похожим вопросом. Некоторые в силу разных обстоятельств отказываются приватизировать жилье. Их интересует, является это преднамеренным ухудшением? Хочу успокоить, что в таких действиях ничего преднамеренного не будет выявлено. Поэтому участие в программе возможно.
Заключение
Законодательная база в этом направлении несовершенна. Но это не является поводом для того, чтобы попытаться обойти законы и преднамеренными действиями попытаться добавить себе квадратных метров. Это может лишь вас права на улучшение жилищных условий, в лучшем случае, на 5 лет.
Источник: https://grazhdaninu.com/lgotyi/zhilishhnyie-subsidii/uhudshenie-uslovij.html
Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий
Энциклопедия МИП » Жилищное право » Найм жилого помещения » Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий
Одним из условий переселения граждан является признание жилого здания аварийным, то есть непригодным для проживания.
Одним из условий переселения граждан в новое жилье является признание жилого здания аварийным, то есть непригодным для проживания. Ежегодно на территории каждого субъекта РФ создается специальный список многоквартирных домов, которые подлежат расселению и дальнейшему сносу.
Как показывает практика, в большинстве случаев новая жилплощадь обладает лучшими эксплуатационными характеристиками, чем те, которыми было наделено признанное аварийным жилье.
Поэтому многие граждане намеренно ухудшают условия своего проживания, но при этом не задумываются о том, к каким последствиям могут привести подобные противоправные действия.
Намеренное ухудшение жилищных условий
Последствия, которые ожидают граждан при намеренном ухудшении жилищных условий, прописаны в ст. 53 ЖК РФ. Перед тем как перейти к более детальному и подробному рассмотрению злободневной темы, необходимо определиться с тем, что собой подразумевает намеренное ухудшение жилищных условий.
Наиболее полное представление дефиниции ухудшение жилищных условий прописано в определении Конституционного суда РФ под номером 258-О-О.
Намеренное ухудшение жилищных условий будет признано осуществленным в том случае, если будет доказано компетентными органами, что субъект правоотношений на протяжении некоторого времени осуществлял действия, повлекшие за собой искусственное ухудшение жилищных условий, которые могут вызвать собой необходимость вмешательства госорганов федерального или же муниципального уровня с целью выделения гражданам благоустроенного жилого помещения из местного жилищного фонда.
Однако в данном случае существуют некоторые законодательные коллизии, которые обусловлены тем, что правовая сущность намеренного ухудшения условий проживания четко не регламентируется ни нормами ЖК РФ, ни опытом судебной практики.
Оставил без должного внимания данную практическую проблему и Пленум Верховного суда.
Иными словами, какие действия граждан можно считать умышленными, каждый представитель судебных органов может трактовать по-своему, что и вызывает споры в научном сообществе юристов.
Если основываться на теоретических умозаключениях, данных В.М. Корякиным в процессе комментирования ст. 53 ЖК РФ, то можно вывести следующие характеристики намеренного ухудшения жилищных условий с целью постановки граждан на учет как нуждающихся:
- намеренное ухудшение жилищных условий это целенаправленные действия граждан, которые способствуют постановке на учет физлиц, как нуждающихся в улучшении условий проживания;
- ухудшение жилищных условий подразумевает то, что первоначально подобный гражданин не состоит на учете в специализированных органах жилищного фонда;
- намеренное ухудшение жилищных условий осуществляется гражданами преднамеренно для достижения конкретной цели;
- ухудшение жилищных условий влечет за собой участие госорганов, которые могут принять решение о постановке физлица на учет в качестве нуждающегося.
Согласно другой точке зрения, можно также выделить иные, дополняющие признаки преднамеренности деяний граждан.
Например, когда совершение действия должно осуществляться специальными субъектами – такими лицами, которые предпринимали попытки целенаправленного ухудшения условий.
Однако в этом случае необходимо рассматривать ситуации, которые сопровождались регламентированным законом уменьшением нормы учета общей жилой площади. В данном случае доказать преднамеренность намного сложнее.
Намеренное ухудшение жилищных условий следует рассматривать в том случае, если при осуществлении действия происходит уменьшение учетной нормы на одного субъекта правоотношений за счет одностороннего изменения договора соцнайма, усыновления и др.
Однако здесь следует учитывать этот факт, если до подобных действий норма на одно лицо была более закрепленной законом учетной нормы.
Резюмируя выше сказанное, можно прийти к выводу о том, что преднамеренное ухудшение условий для проживания это активное поведение граждан, которые путем своих действий способствуют достижению цели постановки на учет в качестве нуждающихся.
Последствия намеренного ухудшения жилищных условий
В случае если компетентный на то орган выявит преднамеренность действия субъекта правоотношений, направленного на ухудшение условий проживания, тогда согласно ст. 53 и 54 ЖК РФ могут наступить определенные правовые последствия для этого лица. Во-первых, для таких граждан выдвигается отказ в постановке на учет как субъектов нуждающейся категории.
Во-вторых, повторно встать на учет в РФ такая когорта граждан может лишь по истечению пятилетнего срока после свершения противоправных действий.
Однако в данном случае следует помнить о том, что факт обнаружения осуществления намеренного действия с целью ухудшения условий не считается детерминантой того, чтобы лица, которые были приняты на учет на территории РФ, были с него сняты.
Это обуславливается тем, что в данных ситуациях вступает в действие ст. 56 ЖК РФ. Согласно правовой норме, основанием для снятия с учета является:
- предоставление неверных и заведомо ложных сведений, которые способствовали тому, что лицо было взято на учет;
- противоправные действия, совершенные должностными лицами на территории муниципалитета, которые обусловили постановку на учет.
Приобретение права постановки на учет
Право постановки граждан на учет по договору соцнайма регламентировано ст. 49 ЖК РФ.
Если субъект правоотношений был принят на учет в жилищной инспекции сразу с учетом нескольких оснований (предусмотренных ЖК РФ и/или Указом Президента РФ, законом субъекта РФ), то лицо может на свой выбор предпочесть один из подобных критериев. Предусматривается постановка на учет и с соблюдением всех оснований.
Однако следует отметить, что такое право имеют только те субъекты, кто признан органами соцзащиты малоимущим. Кого можно отнести к данной категории граждан?
Для определения статуса «малоимущие» органы местной власти берут во внимание средний заработок на человека за предыдущие три месяца в определенной семье, которая совершает правомочные действия для постановки на учет. Для этого комиссия берет во внимание все официальные доходы, которые были получены от трудоспособных граждан, а также пенсионное и стипендиальное обеспечение и проводит расчеты:
- сумма финансового дохода суммируется, после чего делится на три. Путем нехитрых действий удается установить среднемесячный доход семьи;
- далее полученный показатель подлежит делению на количество членов семьи, которая добивается признания статуса малоимущей;
- окончательную сумму сравнивают с прожиточным минимумом, установленным на конкретной территории РФ.
Соответственно, если этот показатель менее заявленной госорганами планки, то такая семья является малоимущей, что гарантирует ей доступность всех благ, в том числе и постановку на учет.
Чтобы возникло право постановки на учет, лица должны совершить определенные действия, а именно: представить в компетентный орган весь необходимый перечень документов, в частности, заявление в письменной форме и документы, которые подтверждают статус нуждающихся.
Предусмотрены современным законодательством и иные категории граждан, чье право на постановку на учет является привилегированным. К примеру, субъекты, получившие инвалидность, а также семьи с детьми-инвалидами, которые признаны нуждающимися согласно ФЗ N 181-ФЗ, ставятся на учет и наделяются жилплощадью с учитыванием основных льгот, предусмотренных законами.
Кроме того, инвалиды, страдающие определенными заболеваниями (перечень установлен Постановлением Правительства России) имеют право получить дополнительную площадь в виде отдельной комнаты, даже если будет превышена учетная норма и норма предоставления. Данное правило является важным критерием для постановки на учет как для получения жилья из федеральной собственности, так и муниципальной.
Приобретение права постановки на учет не подразумевает собой обязанность лица вставать на учет по месту жительства.
Главное, чтобы были соблюдены установленные законодательством правила и порядок постановки на жилищный учет.
В том случае если какой-либо из критериев будет нарушен или не соблюден, государственный орган наделяется правом отказать нуждающемуся субъекту в постановке на учет, основываясь на ст. 54 ЖК РФ.
Источник: https://advokat-malov.ru/najm-zhilogo-pomeshheniya/posledstviya-namerennogo-uhudsheniya-grazhdanami-svoih-zhilishhnyh-uslovij.html