Что такое аудиовизуальное произведение и кому принадлежат права

Определение «аудиовизуальные произведения» в отрасли гражданского законодательства в первый раз был использован в Основах гражданского законодательства СССР и республик 1991 года (ст. 134).

До того момента закон рассматривал кинофильмы и телевизионные ленты, которые в наши дни входят в более обширную сферу «аудиовизуальное произведение».

Что же говорит закон об авторских правах в данной области? Можно ли использовать отдельные элементы произведения, не имея лицензии?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта слева или звоните по телефону +7 (499) 500-96-41 . Это быстро и бесплатно !

  • Аудиовизуальное произведение представляет из себя совокупное творение, складывающееся из определённой последовательности взаимосвязанных между собой картинок (они могут как сопровождаться звуковой дорожкой, так и не сопровождаться) и созданное для визуального и аудиального (если сопровождается звуком) понимания благодаря требуемым технических приспособлениям.
  • Аудиовизуальные произведения также включаются в состав произведения кинематографа, плюс все проекты, выраженные через схожие кинематографические средства (теле- и видеофайлы и прочие схожие произведения), а метод их первичной или следующей фиксации никакого влияния не оказывают.
  • Соответствующие статьи Гражданского кодекса РФ отображает специфику правового статуса аудиовизуального творения, которое наделено перечисленными ниже характеристиками:
  • сформировано из чётко установленной последовательности взаимосвязанных между собой графических образов;
  • может быть как с сопутствующей звуковой дорожкой, так и без аудиосопровождения;
  • воспринимается человеком с применением специальных технических приспособлений визуально, если же имеет место звуковое сопровождение на слух;
  • воспринимается как сложный целостный объект;
  • воспринимается как нечто, наделённое одновременно элементами как делимого, так и неделимого соавторства.
  1. Работа по созданию тиража аудиовизуальных произведений (кроме тех случаев, когда данная деятельность реализуется лично теми субъектами, которые наделены правами на применение конкретных предметов авторских или смежных прав в силу федерального закона или иного нормативного акта), реализуемая различными формами юридических лиц или индивидуальными предпринимателями, также должна лицензироваться.
  2. А тут какие строения подлежат регистрации на дачном участке и как их узаконить и зарегистрировать.
  3. По ссылке принцип свободы завещания и его ограничения.
  4. Следует начать с определения авторского права.

Что такое аудиовизуальное произведение и кому принадлежат права

Авторское право элемент гражданского законодательства, регулирующая правоотношения в пределах создания и применения (показа, изданием и т. д.) научных, литературных шедевров и творений из области искусства (плодов умственной и творческой работы людей в конкретных областях).

  • Само наименование института «АП» считается весьма условным, поскольку касается охраны прав правообладателя, а не создателя.
  • Поскольку рассматриваемый объект является сложносоставным, то правомочия изготовителя такого вида продукции в законе определяются как права того лица, которое занималось организацией процесса создания такого сложного объекта.
  • Лицо, занимающееся организацией разработки вышеупомянутого предмета, элементами которого становятся сразу несколько охраняемых результатов активного умственного труда (видеофайла, иного аудиовизуального произведения, постановочного театрального представления, мультимедийного проекта, базы данных), становится правообладателем использования таких итогов на основании соответствующих соглашений (к таковым относятся соглашения об отчуждении исключительного права/лицензионные договора), заключаемых этим лицом с обладателями исключительных прав на собственные результаты творческой деятельности.

Важно! Закон гласит, что при обработке АВП, даже если оно используется в целях создания пародии, обязательно соблюдать права автора музыкального элемента, не подвергавшееся обработке.

Интеллектуальные права на результаты отдельных частей АВП

Каждый создатель элемента, ставшего деталью аудиовизуального произведения, как бывшего раньше (соавтор творения, заложенного в фундамент сценария, например, и прочие), так и ставшего результатом труда над таковым (общая работа оператора-постановщика, художника-постановщика и иных), оставляет за собой исключительное право на собственное произведение, из этого правила вычёркиваются те случаи, когда это самое право было уступлено изготовителю или прочим лицам (или же попало к продюсеру или прочим лицам по иным причинам, разработанным законодателем).

Что такое аудиовизуальное произведение и кому принадлежат права

Заключение сделки по созданию аудиовизуального произведения между его соавторами и изготовителем (обычно это продюсер) становится причиной передачи соавторами изготовителю нижеперечисленных исключительных прав на АВП:

  • на распространение;
  • на общественный показ/публичное прослушивание;
  • на трансляцию по кабелю для доступного общественности сведения;
  • на передачу в телеэфир/любое другое массовое оглашение;
  • на создание субтитров текста для какого-либо аудиовизуального произведения;
  • на копирование текста АВП.

Описанные правомочия переходят от соавторов аудиовизуального произведения к его изготовителю автоматически, если другое не прописано в договоре, и на законных основаниях принадлежат продюсеру по ходу всего срока действия АП на конкретный аудиовизуальный субъект.

Здесь информация о том, где искать завещание и как узнать кто наследник имущества.

Авторские права на АВП принадлежат изготовителю. Если АВП является результатом коллективной работы (автора сценария, например, режиссёра и оператора), то продюсер становится правообладателем.

Обычно заключаются соответствующие договоры о передачи права собственности. После заключения такого соглашения продюсер становится правообладателем произведения целиком и может распоряжаться им на своё усмотрение. Для использования в любых целях части АВП необходимо иметь лицензию.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Источник: http://mari-a.ru/vash-yurist/audiovizualnoe-proizvedenie-kak-obekt-avtorskogo-prava-2

Что такое аудиовизуальное произведение и кому принадлежат права

В эпоху стремительного развития медиакультуры очень важно знать правовое регулирование музыкальных произведений, видеофильмов, телепрограмм, радиопередач и иных объектов интеллектуальной собственности.

Актуальность таких знаний возрастает с прогрессом специальных интернет-платформ, аудио- и видеохостингов, социальных сетей, которые позволяют каждому человеку размещать, копировать информацию, обмениваться файлами.

Более того, сегодня каждый может стать автором какого-либо произведения, будь то аудиозапись или видеосъёмка.

Глобальная сеть разрешает пользователям называть свою продукцию или услуги собственным оригинальным именем. Вместе с тем в наши дни очень часто стало наблюдаться пиратство (т.е.

незаконное копирование и распространение развлекательного контента) и плагиат, как в научной и кинематографической среде, так и в шоу-бизнесе.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта слева или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61 Это быстро и бесплатно !

Аудиовизуальное произведение: понятие

Определение можно найти в различных справочниках и словарях, но как объект авторского права аудиовизуальное произведение рассматривается только в Гражданском кодексе РФ (ст. 1263).

В Гражданском кодексе к произведениям данного типа относят кинематографические произведения и аналогичные ему материалы (например, музыкальные клипы, теле- и видеофильмы). Выделим отличительные признаки:

  • состоят из зафиксированных на любом носителе серий изображений, которые взаимосвязаны между собой и могут как содержать звук, так и не содержать его;
  • воспроизводятся при помощи специальной техники.

Для большинства типичным аудиовизуальным произведением выступает именно фильм, который может быть художественным, документальным, анимационным, научно-популярным и т.д.

Фильм подходит под все перечисленные характеристики: состоит из изображений, зафиксированных на киноплёнке или иных видах носителей информации.

Он представляет собой череду кадров, связанных между собой в единое целое.

Фильм считается полнометражным, если его продолжительность составляет более 52 минут, и короткометражным в случае, если его продолжительность меньше указанного времени.

Все выдержки взяты нами из ст. 3 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации».

Из истории явления

Из самого термина видно, что это сложный объект. От аудиозаписей его отличает наличие изображения, картинки, но в то же время по творческому замыслу автора оно не направлено только на зрительное восприятие. В сочетании с музыкальным сопровождением оно также предназначено и для прослушивания.

История возникновения термина «аудиовизуальное произведение» в юридической практике уходит глубоко корнями в советскую эпоху.

Впервые он был упомянут в ст. 134 Основ гражданского законодательства СССР и республик 1991 г. Закон об авторском праве и смежных правах действовал ещё в РСФСР до 1 октября 1964 г. В нём аудиовизуальному произведению было дано уже известное нам определение (Ст. 13). В список творчества входили кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы (Ст. 7).

Пункт 3 Постановления ВЦИК СНК РСФСР от 8 октября 1928 г. оставлял авторское право на киноленты за кинопроизводственным предприятием, которое их выпускало. Автор сценария имел право получать вознаграждения за каждый прокат ленты перед публикой.

Источник: http://gosdetstvo.ru/chto-takoe-audiovizualnoe-proizvedenie-i-komu-prinadlezhat-prava/

Пирамида прав на аудиовизуальное произведение: с какого момента можно считать себя продюсером

Закон.Ру – официально зарегистрированное СМИ. Ссылка на настоящую статью будет выглядеть следующим образом: Рожкова М.А. Пирамида прав на аудиовизуальное произведение: с какого момента можно считать себя продюсером [Электронный ресурс] // Закон.ру. 2018. 24 мая. URL: https://zakon.ru/blog/2018/05/23/piramida_prav_na_audiovizualnoe_proizvedenie_nebolshoj_kommentarij

Примечательно, что аудиовизуальное произведение, являющееся сложным объектом, включающим несколько самостоятельных объектов авторских и смежных прав (п. 1 ст. 1240 ГК РФ), в целом отнесено к объектам авторских прав (п. 1 ст. 1259 ГК РФ).

При этом в законе закреплено, что авторами аудиовизуального произведения являются (1) режиссер-постановщик, (2) автор сценария и (3) композитор, являющийся автором музыкального произведения, которое создано именно для этого аудиовизуального произведения (п. 2 ст.

1263 ГК РФ); исключительные права на аудиовизуальное произведение в целом принадлежат продюсеру (п. 4 ст.

1263 ГК РФ); авторы самостоятельных произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение (почему-то в законе не упоминаются иные правообладатели), сохраняют исключительные права на эти объекты, если они не передали их продюсеру.

  • Подобная «многослойность» прав сама по себе вызывает вопросы, и с учетом скромности объема нормативного материала, посвященного отношениям по поводу аудиовизуального произведения, заставляет дать некоторые комментарии.
  • В аудиовизуальном произведении могут использоваться, в частности, следующие самостоятельные объекты интеллектуальных прав:
  • – сценарий аудиовизуального произведения (объект авторского права; первоначальный правообладатель – автор сценария);
  • – литературное произведение, положенное в основу сценария (объект авторского права; первоначальный правообладатель – писатель – автор произведения);
  • – режиссура аудиовизуального произведения (объект смежных прав; первоначальный правообладатель – режиссер-постановщик);
  • – музыкальное произведение, специально созданное для этого аудиовизуального произведения (объект авторского права; первоначальный правообладатель – композитор и поэт (если музыкальное произведение с текстом);
  • – музыкальное произведение, вошедшее составной частью в это аудиовизуальное произведение, но созданное ранее и не специально для этого аудиовизуального произведения (объект авторского права; первоначальный правообладатель – композитор и поэт (если музыкальное произведение с текстом);
  • – художественное произведение, специально созданное для этого аудиовизуального произведения (объект авторского права; первоначальный правообладатель – художник, художник-оформитель);
  • – художественное произведение, используемое в этом аудиовизуальном произведении (вошедшего составной частью в него), но созданное ранее и не для этого аудиовизуального произведения (объект авторского права; первоначальный правообладатель – художник);
  • – исполнение роли, чтение, пение и иное исполнение в этом аудиовизуальном произведении, осуществленное в процессе создания этого произведения (объект смежных прав; первоначальный правообладатель – артист-исполнитель);

– иные произведения, создаваемые в процессе работы над аудиовизуальным произведением (первоначальные правообладатели – оператор-постановщик, художник-постановщик и др.).

Исходя из сказанного, а также положений ст. 1263 ГК РФ, субъектный состав правообладателей применительно к каждому аудиовизуальному произведению может включать, по меньшей мере, четыре группы правообладателей. Это:

– авторы аудиовизуального произведения в целом: согласно п. 2 ст. 1263 ГК РФ к ним относятся (1) режиссер-постановщик; (2) автор сценария; (3) композитор – автор музыкального произведения, специально созданного для этого аудиовизуального произведения;

Читайте также:  Что делать если наследники не вступают в наследство и не отказываются от него

– обладатели прав на объекты, специально созданные для этого аудиовизуального произведения или в процессе работы над ним: по смыслу п. 5 ст.

1263 ГК РФ к ним, в частности, относятся (1) артисты-исполнители; (2) оператор-постановщик; (3) художник-постановщик; (4) поэт – автор текста для музыкального произведения, специально созданного для этого аудиовизуального произведения; (5) художник и (или) художник-оформитель – автор художественного произведения, специально созданного для этого аудиовизуального произведения;

– обладатели прав на объекты, используемые в этом аудиовизуальном произведении, но созданные ранее и не специально для этого произведения: по смыслу п. 5 ст.

1263 ГК РФ к ним, в частности, относятся (1) писатель – автор литературного произведения, положенного в основу сценария; (2) композитор и поэт – авторы музыкального произведения, созданного ранее; (3) художник – автор художественного произведения, созданного ранее;

– продюсер (изготовитель) аудиовизуального произведения, т.е. лицо организовавшее создание аудиовизуального произведения (далее – продюсер).

В соответствии с п. 1 ст. 1228, ст. 1240 и п. 4 ст.

1263 ГК РФ продюсер признается не автором аудиовизуального произведения, но обладателем исключительных прав на аудиовизуальное произведение в целом, если иное прямо не вытекает из договора, заключенного им с авторами аудиовизуального произведения.

Это положение обусловлено тем, что изготовление (организация создания) аудиовизуального произведения требует от продюсера не творческой деятельности, а организации процесса производства и прежде всего аккумулирования прав на все результаты интеллектуальной деятельности, которые используются в аудиовизуальном произведении.

В соответствии с п. 1 ст. 1240 ГК РФ продюсер приобретает право использования объектов интеллектуальных прав на основании:

– договоров об отчуждении исключительного права (по общему правилу они заключаются в отношении объектов, специально созданных для этого аудиовизуального произведения или создаваемых в процессе работы над ним (абз. 2 п. 1 ст. 1240 ГК РФ));

– лицензионных договоров (они заключаются при использовании в этом аудиовизуальном произведении какого-либо объекта интеллектуальных прав, созданного ранее и не для этого произведения, но вошедшего в него составной частью (абз. 3 п. 1 ст. 1240 ГК РФ)).

Необходимо подчеркнуть, что права продюсера на аудиовизуальное произведение могут возникнуть только при условии заключения подобных договоров. На это обращает внимание и О.В. Калятин: «Исходя из п. 1 ст.

1240 ГК РФ, лицо, организовавшее создание сложного объекта, должно заключить договоры об отчуждении исключительного права или лицензионные договоры с обладателями исключительных прав на объекты, использованные в составе сложного объекта, причем заключение таких договоров является предварительным условием приобретения права на сложный объект (выделено мной. – М.Р.). Для режиссера-постановщика, автора сценария и автора музыкального произведения каких-либо изъятий не установлено (более того, п. 4 ст. 1263 ГК РФ отсылает в части определения прав на аудиовизуальное произведение к ст. 1240 ГК РФ), а это означает, что продюсер должен заключить договоры на приобретение требуемых прав и с ними»[1].

Изложенное позволяет сделать следующий вывод.

Лицо признается обладателем прав на аудиовизуальное произведение в целом при условии, что им заключены договоры в отношении прав на все объекты исключительных прав, использованные в этом аудиовизуальном произведении.

Причем речь идет не только об объектах, специально создаваемых для этого аудиовизуального произведения или в процессе работы над ним, но и созданных ранее, не для этого произведения, но вошедших составной частью в него.

Заключение физическим или юридическим лицом договоров в отношении только части объектов авторских и смежных прав, использованных в этом аудиовизуальном произведении, не позволяет рассматривать такое лицо, как приобретшее исключительные права на аудиовизуальное произведение в целом. Такое лицо будет правообладателем лишь соответствующих самостоятельных объектов авторских или смежных прав.

P.S. IP CLUB лента новостей в сфере интеллектуальной собственности и Digital Law в

Источник: https://zakon.ru/blog/2018/5/23/piramida_prav_na_audiovizualnoe_proizvedenie_nebolshoj_kommentarij

Аудиовизуальное произведение как объект авторского права

Рассматривая особенности правового регулирования музыкальных произведений, мы обратили внимание, что зачастую они являются сложными объектами. Аудиовизуальным произведениям по российскому законодательству отводится особое место в связи с множеством нюансов, касающихся как статуса самих объектов, так и режима авторских прав на него.

Общие положения

В соответствии с п.

1 статьи 1263 Гражданского кодекса РФ аудиовизуальное произведение – это такой вид произведения, который состоит из серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенный для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью технических устройств. Кроме того, в законе приводятся отдельные разновидности таких произведений: в частности, фильмы и иные объекты, полученные аналогичными способами (видеоклипы и т.д.).

Первую особенность таких произведений можно выделить из определения: творческий замысел авторов в данном случае направлен сразу и на зрительное, и на слуховое восприятие со стороны других лиц. Это отличает аудиовизуальные произведения от музыкальных, хотя и первые, и вторые являются сложными объектами.

Другая особенность указана в п. 2 ст. 1263 ГК РФ и касается того, что у аудиовизуальных произведений три автора. Рассмотрим, что это за категории лиц, проанализируем права авторов аудиовизуальных произведений:

  1. Режиссер-постановщик. Здесь есть важная особенность, и касается она разграничения статуса режиссеров как субъектов авторского права и смежных прав. Представим, что режиссер, приложив свои творческие навыки, принял непосредственное участие в создании фильма как аудиовизуального произведения. Он будет являться его автором. Вместе с тем отдельно в Гражданском кодексе сказано о режиссерах-постановщиках спектаклей (театральных, цирковых, кукольных, эстрадных и иных театрально-зрелищных представлений), о чем говорится в статье 1313 ГК РФ, которая касается исполнителей, как субъектов смежных прав. В отношении таких спектаклей закон не устанавливает для режиссеров авторских прав.
  2. Автор сценария. Это лицо, интеллектуальная деятельность которого была направлена на создание конкретного литературного произведения, здесь можно говорить об авторских правах на сценарий. Обратим внимание, что зачастую сценарии пишутся на основе какой-либо книги. В таком случае это будет производное произведение, и сценарист должен сперва получить согласие правообладателя книги на творческую переработку. Можно привести и такой пример: недавно в России был снят фильм «Воин», являющийся аналогом одноименного американского фильма. Автор оригинального сценария из США сообщил, что российская телекомпания не получила его разрешения на переработку сценария, что является явным нарушением интересов правообладателя.
  3. Композитор. Как сказано в законе, это лицо, которое специально создало музыкальное произведение (с текстом либо без него) для фильма. Вполне естественно, что соответствующая музыка придает фильму новые творческие оттенки.

    К композиторам в законе применяется специальное правило, указанное в п.3 ст. 1263 ГК РФ: при публичном воспроизведении, ретрансляции фильма, если музыка также проигрывалась, у композиторов остается право требовать выплаты вознаграждений за незаконное использование музыкального произведения. Это говорит, прежде всего, о дополнительных гарантиях авторам музыкальных произведений.

Правовой статус продюсера

Особое внимание следует уделить продюсерам – лицам, которые в силу закона являются создателями сложного объекта (в частности, кинофильма).

В ГК они также именуются изготовителями аудиовизуальных произведений, поскольку именно при их организационном, финансовом и творческом руководстве и был создан фильм. В силу п. 4 ст.

1263 ГК РФ изготовитель обладает исключительным правом на фильм в целом.

Обратим внимание, что зачастую в качестве изготовителей (продюсеров) выступают кинокомпании в форме юридических лиц.

Так, если проанализировать, в частности, практику Московского городского суда, то видно, как компании подают иски о защите исключительных прав на собственные фильмы. См.

, например, определение Мосгорсуда №2и-89/2017 от 6 февраля 2017 года, где свои права отстаивало общество с ограниченной ответственностью «Капелла Фильм».

Вместе с исключительным правом закон наделяет продюсеров и личными неимущественными правами: так, они могут указывать свое имя (наименование) при использовании объекта.

Это говорит о наличии у них права на имя наряду с правом авторства.

Так, очень часто вначале голливудских фильмов зрителям демонстрируются логотипы кинокомпаний-правообладателей (например, всемирно известная заставка 20th Century Fox).

Особенности статуса отдельных результатов интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения

Сразу обратим внимание читателей, что к аудиовизуальным произведениям применяются правила о сложных объектах. Следовательно, авторы объектов интеллектуальной собственности, входящих в состав сложного объекта, сохраняют свои авторские права на них.

Это еще раз подтверждается в п. 5 уже упоминаемой нами 1263 статьи ГК РФ. Допускается лишь одно исключение, связанное со случаями, когда авторы простых объектов передали свое исключительное право по договорам.

Например, исключительные права на саундтрек к фильму может приобрести кинокомпания-правообладатель.

Как мы уже выяснили, авторы простых объектов интеллектуальной собственности, сохраняя исключительное право, могут в полной мере отстаивать свои законные интересы, если будет факт нарушения. Так, в случае, когда третьи лица без согласия сценариста, например, воспроизведут его произведение, именно он может заявить о нарушении.

Источник: http://copylegal.ru/avtorskoe-pravo/audiovizualnye-proizvedeniya-filmy-videoklipy-kak-obekty-avtorskogo-prava/

Интеллектуальные права авторов аудиовизуального произведения по законодательству США

гражданам и юридическим лицам при производстве по уголовному делу; 11,9 — сомневаются в пригодности для этих целей процедуры, установленной ст.

125, а 18,6% прокурорских работников пришли к мнению, что в отдельных случаях (когда принудительные процессуальные меры применялись без санкции суда) жалобы на законность следственных действий, причинивших имущественный вред гражданам и юридическим лицам, могут проверяться в порядке, регулируемом ст. 124.

Интерес представляют ответы судей (больше половины опрошенных судей имели стаж работы в должности судьи свыше пяти лет) на вопрос: «Можете ли Вы привести примеры из своей практики или судебной практики своих коллег, когда возникали ситуации, регулируемые ч. 3 ст.

133 УПК?».

Только два судьи смогли назвать случаи, когда жалобы на незаконные действия органа предварительного расследования, причинившие вред «сторонним» лицам, вовлеченным в уголовный процесс в связи с производством по уголовному делу, должны были рассматриваться с учетом требований ч. 3 ст. 133. Приведенные судьями примеры касались выемки документов, отражающих финансово-хозяйственную деятельность организации, передачи объектов недвижимости на ответственное хранение иному лицу, производства осмотра в жилище без судебного решения.

Значимая информация, исходящая от респондентов, сводится к следующему: 15,8 % опрошенных судей, прокуроров, адвокатов полагают, что в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 133 УПК, требование о возмещении вреда целесообразнее рассматривать по правилам гражданского судопроизводства; 21,1 — фактическое использование лицами предоставленного им ч. 3 ст. 133 права на возмещение вреда за-

. …..ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

висит от закрепления в законе должной процедуры признания такого права и порядка его реализации; 26,3 — применение ч. 3 ст. 133 будет носить исключительный характер, поскольку мерам процессуального принуждения в основном подвергаются подозреваемые и обвиняемые; 36,8% респондентов не дали конкретного ответа на поставленный вопрос.

Таким образом, наиболее профессионально подготовленные юристы-практики представляют «болевые точки» ч. 3 ст. 133 УПК. В их среде, как и предполагалось, нет единства в понимании конкретных вопросов, возникающих при обращении к тексту этой нормы.

Несмотря на расхождения в позициях судей, прокуроров, адвокатов по существу поставленных перед ними вопросов, их мнение отражает общее понимание смысла и назначения ч. 3 ст. 133 в уголовном судопроизводстве.

Высказанные ими мнения можно расценивать как дополнительный аргумент в формулировании предложений о внесении уточнений в закон в части регламентации круга лиц, имеющих право на возмещение вреда на основании ч. 3 ст.

133, использования термина «меры процессуального принуждения» и порядка признания за гражданами и юридическими лицами такого права.

Читайте также:  Упрощенный порядок получения гражданства рф

1 Николюк В. Почему не применяется ч. 3 ст. 133 УПК РФ? // Уголовное право. 2010. № 3. С. 90—93.

2 Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / под ред. А.В. Смирнова. СПб., 2003. С. 358; Амирбекова Г.Г.

Институт реабилитации в уголовном процессе: теория и практика реализации : по мат-м Республики Дагестан) : автореф. … канд. юрид. наук. М., 2008. С. 10; Давлетов А.А.

Уголовное судопроизводство Российской Федерации (Общая часть) : курс лекций. Екатеринбург, 2010. С. 237—238.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРАВА АВТОРОВ АУДИОВИЗУАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ США

Д.М. ОРЛОВ

12.00.03 — гражданское право, семейное право, предпринимательское право,

международное частное право d m orlov@list.ru

Аннотация. Рассматриваются теоретические вопросы, связанные с право- и дееспособностью авторов аудиовизуального произведения в США, исследуются взгляды разных ученых на проблемы реализации прав авторами.

  • Ключевые слова: авторы, аудиовизуальное произведение, правоспособность авторов, имущественные права авторов.
  • INTELLECTUAL RIGHTS OF THE AUTHORS OF AUDIOVISUAL WORKS IN THE USA
  • ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DM ORLOV

The summary. The article reviews theoretical questions of audiovisual work's authors' legal capacity in the United States of America as well as different scientific views on the problems of authors» rights realization. Key words: authors, audiovisual work, authors' legal capacity, authors' property rights.

Под аудиовизуальным произведением американский законодатель в секции 1 Закона США об авторском праве понимает произведение, состоящее из серии связанных изображений, которые предназначены для воспроизведения с использованием машин или приспособлений, таких как проекторы, иные просмотровые устройства или электронного оборудования, со звуком или без, вне зависимости от материального объекта, на котором они закреплены. Это определение идентично данному в ст. 1263 ГК РФ. В статьях Закона, посвященных аудиовизуальному произведению, используется интересная формулировка «фильмы и иные аудиовизуальные произведения», что говорит о большом внимании, которое американский законодатель уделяет именно такому виду аудиовизуального произведения, как художественный фильм.

Особый статус фильма подчеркивается тем, что в Законе США об авторском праве ему дается следующее определение: «фильмы — это аудиовизуальные произведения, состоящие из серии связанных изображений, создающих при последовательном показе иллюзию движения, с сопровождением звуками или без такового» (секция 101).

Обладателем права на аудиовизуальное произведение по законодательству США является его автор, за исключением случаев, когда последнее создано на основании контракта либо по найму. В этом случае обладателем права на копию становится работодатель.

Закон США об авторском праве не содержит списка авторов аудиовизуального произведения. Соавторами могут быть разные участники съемочного процесса. Это объясняется самим подходом американцев к киноиндустрии. Заслуживает внимания следующее судебное разбирательство.

В 2001 г. разгорелся скандал по поводу художественного фильма «Малколм Х». Для оказания помощи в вопросах поведения, быта, религиозных традиций и обычаев мусульманских государств на съемочную площадку был приглашен г-н Джефри аль Мухаммед.

Последний заявил, что его «значительный и ценный вклад в создание фильма, включая техническую помощь в виде перевода в египетской мечети слов персонала, интеллектуальную и креативную помощь, такую как обучение актеров традициям мусульман, а также внесение в сценарий изменений, направленных на придание правдоподобности замыслу фильма» является достаточным основанием для признания его одним из авторов этого аудиовизуального произведения.

Однако суд, приняв во внимание вышеизложенные обстоятельства, постановил, что переделка нескольких отдельных сцен и диалогов, а также написание несколь-

ких сцен, имеющих отношение к паломничеству Мал-колма Х, являются отдельными объектами, порождающими авторские права исключительно на эти сцены, но не на все аудиовизуальное произведение. Таким образом, претензия на авторство была отвергнута».

По мнению судьи Верховного Суда США, рассматривавшего это дело, «много людей можно квалифицировать как «авторов», если сводить вопрос к значительности их вклада в создание произведения: от продюсера и режиссера до ассистента по подбору актеров, костюмера и помощника осветителя. Вклады всех этих людей значительны (дело Aalmuhammed v. Lee, 202 F.3d 1227(9 the Cir. 2000).

Это дело вывело три основных фактора, дающих лицу вне заключения договора право признаваться автором: 1) если лицо является mastermind (лицо, спланировавшее и организовавшее важную и сложную операцию); 2) если предполагаемые авторы выражают совместное желание стать соавторами; 3) если аудитория позитивно оценивает часть работы, созданную предполагаемым автором, и эта часть работы не может быть отделена от произведения в целом.

Суммируя эти три суждения, можно прийти к выводу, что практически любой член съемочной группы может претендовать в США на роль автора.

В американском законодательстве права авторов делятся на моральные (moral rights) и исключительные (exclusive rights).

Моральные права — «средство, используемое автором в целях предотвращения повторения, изменения или искажения его работы вне зависимости от того, кому принадлежит работа, а также позволяющее автору избежать отождествления с ним работ, которые созданы им не полностью и предотвратить обезличивание работы»1.

Парадокс заключается в том, что единственным документом, в который вошла эта группа прав, стал Акт 1990 г.

о правах авторов визуальных произведений (Visual Artists Act), который исключает аудиовизуальные произведения и работы, созданные по найму, из перечня охраняемых объектов.

Этот документ был принят для формального закрепления группы моральных прав в американском законодательстве в целях соответствия на национальном уровне положениям Бернской конвенции.

Профессор Калифорнийского университета Д. Дворкин отметил: «Киноиндустрия США будет активно противодействовать распространению моральных прав. Те права, которые есть у авторов в киноиндустрии США, сохраняются за ними посредством заключения коллективных договоров. Например, контракты, заключаемые режиссерами с киноком-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

панией, зачастую дают им право, схожее с правом на неприкосновенность произведения. Для этого торговые департаменты кинокомпаний часто выпускают «режиссерскую версию кинокартины», которая, хотя и формально, показывает на защиту моральных прав режиссера»2.

В США до сих пор идет спор о том, стоит ли признавать копирайт правом собственности или моральным правом.

Эта позиция, очевидно, исходит из того, что система копирайта существует не только для того, чтобы запретить сторонним лицам обнародовать идеи или другую информацию, и что определение копирайта как «запрещающего права» входит вразрез с общественной политикой, направленной на стимулирование авторов создавать новые работы и обогащать общественное достояние.

  1. Отличными от европейских, в том числе российских, являются сроки действия авторских прав. Срок охраны может зависеть от совокупности факторов,
  2. ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
  3. включая вид работы, была ли она опубликована, была ли создана самостоятельно или в рамках корпорации.

Моральные права авторов аудиовизуального произведения в США не признаются. Срок их охраны отсутствует.

Что касается срока охраны исключительных прав, то он привязывается либо к созданию, либо к опубликованию произведения и в упрощенном виде измеряется следующим образом: в большинстве случаев это срок жизни автора и 70 лет после его смерти. В случае работы, созданной по найму (например, фильм), срок копирайта составляет 95 лет с момента опубликования произведения либо 120 лет с момента его создания.

  • 1 Moral Rights Basics Betsy Rosenblatt, Harvard Law School, 1998.
  • 2 Dworkin G:105 'Moral Rights and the Common Law countries' in The moral right of the author Paris (1993).
  • О СООТНОШЕНИИ КАТЕГОРИИ «КОНКЛЮДЕНТНОЕ ДЕЙСТВИЕ» С ДРУГИМИ ПРАВОВЫМИ КАТЕГОРИЯМИ

М.С. ПАХОМОВ

12.00.03 — гражданское право, семейное право, предпринимательское право,

международное частное право 3652322@ya.ru

Аннотация. Исследовано соотношение категории «конклюдентное действие» с другими правовыми категориями, в частности категориями «молчание в праве» и «правовой символ». Автор приходит к выводу, что данные категории могут иметь лишь одинаковую форму выражения, оставаясь, самостоятельными правовыми явлениями, предназначенными для решения своих специфических задач.

Ключевые слова: бездействие, конклюдентные действия, молчание в праве, категория, правовой символ, пробел в праве.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ABOUT THE RELATION BETWEEN THE CATEGORY OF «TACIT ACTION»

AND OTHER LEGAL CATEGORIES

M.S. PAKHOMOV

The summary. In this article the relation between the category of «tacit action» and other legal categories, including categories of «silence in law» and «a legal symbol» are analyzed. The author comes to a conclusion that the given categories can have only identical form of expression, remaining the independent legal phenomena, intended for the decision of the specific problems.

Key words: inactivity, failure, tacit action, the silence in law, category, a legal symbol, a blank in the right.

Исследование той или иной правовой категории предполагает изучение вопроса ее соотношения со смежными категориями. Ведь нередко одни и те же правовые явления облекают в форму разных правовых категорий. В качестве смежных по отношению к конклюдентным действиям терминов можно рас-

сматривать «молчание в праве» и «правовой символ».

Молчание является формой правового бездействия. Последнее уже подвергалось научному осмыслению. Исследовательский интерес для юриста представляет не просто молчание, а юридически значимое молча-

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/intellektualnye-prava-avtorov-audiovizualnogo-proizvedeniya-po-zakonodatelstvu-ssha

Аудиовизуальное произведение

Аудиовизуальное произведение— это кинофильм и другие произведения,
выраженные средствами, аналогичными
кинематографическим (теле- и видеофильмы
и т.п.), независимо от способа их
первоначальной или последующей фиксации.

Аудиовизуальное произведение представляет
собой пример сложного произведения. В
этом качестве оно состоит из самостоятельных
произведений, вошедших в него составной
частью (произведение, положенное в
основу сценария; произведения
оператора-постановщика и художника-постановщика
и т.д.).

Особенности возникновения и осуществления
интеллектуальных прав. У каждого
произведения, составляющего аудиовизуальное
произведение, есть автор. Но авторами
аудиовизуального произведения в целом
признаются: а) режиссер-постановщик, б)
автор сценария и в) композитор, специально
написавший музыку для этого аудиовизуального
произведения.

В соответствии с общим
принципом исключительные права на
аудиовизуальное произведение в целом
и на составляющие его произведения
первоначально возникают у авторов.

На
практике исключительные права принадлежат
продюсеру (который считается изготовителем
аудиовизуального произведения), но
только потому, что он приобрел эти права
у авторов — чаще всего заблаговременно
по договорам о создании аудиовизуального
произведения.

При этом особняком стоят права композитора:
он в любом случае сохраняет право на
вознаграждение в случае каждого
публичного исполнения либо сообщения
в эфир или по кабелю аудиовизуального
произведения.

Особое значение для создания
аудиовизуального произведения имеют
исполнители, которые признаются авторами
исполнения (они же являются субъектами
прав, смежных с авторскими).

При заключении
с исполнителем договора о создании
аудиовизуального произведения согласие
исполнителя на использование исполнения
в составе аудиовизуального произведения
предполагается.

Согласие исполнителя
на отдельное использование звука или
изображения, зафиксированных в
аудиовизуальном произведении, должно
быть прямо выражено в договоре.

Право на вознаграждение за свободное
воспроизведение аудиовизуальных
произведений.

Свободное воспроизведение
гражданином исключительно в личных
целях аудиовизуального произведения
на оборудовании, которое не относится
к профессиональному, допускается без
согласия обладателя исключительного
права и без выплаты вознаграждения.

Однако такое единичное копирование в
личных целях все равно задевает
имущественную сферу правообладателя.
Поэтому авторам, исполнителям,
изготовителям аудиовизуального
произведения принадлежит право на
вознаграждение за такое воспроизведение
произведения.

Вознаграждение имеет
компенсационный характер и выплачивается
правообладателям за счет средств,
которые подлежат уплате изготовителями
и импортерами оборудования и материальных
носителей, используемых для воспроизведения.

Читайте также:  Что такое право пожизненного наследуемого владения земельным участком

Понятие, субъекты и объекты прав, смежных с авторскими

Права, смежные с авторскими,— это интеллектуальные права на результаты
исполнительской деятельности, а также
на результаты деятельности производителей
фонограмм, организаций эфирного и
кабельного вещания, изготовителей баз
данных, публикаторов.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5663049/page:78/

Что такое аудиовизуальное произведение и кому принадлежат права. Е. Аудиовизуальные произведения

Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальное произведение рассчитано, прежде всего, на зрительное восприятие и может признаваться таковым вне зависимости от наличия или отсутствия сопровождающего изображение звука. Поэтому, как отмечается в науке, главным признаком таких произведений является возможность зрительного восприятия. Однако в настоящее время подавляющее большинство аудиовизуальных произведений имеют звуковое сопровождение, что и предопределило их название: аудио произведения – произведения воспринимаемые на слух, и визуальные произведения – произведения, воспринимаемые зрительно.

Рассматриваемое произведение является сложным объектом, поскольку состоит из нескольких произведений, как одного автора, так и нескольких авторов. Произведения, включенные в аудиовизуальное произведение, могут существовать независимо от него. Как отмечает Н.П.

Корчагина, «в отдельных случаях произведения, используемые в аудиовизуальном произведении, создаются лишь в процессе непосредственного создания аудиовизуального произведения, в связи с чем существуют неотделимо от аудиовизуального произведения».

По мнению автора «данные особенности позволяют отнести аудиовизуальное произведение к неделимым объектам».

Аудиовизуальное произведение с точки зрения формы представляет собой совокупность связанных между собой изображений, образующих целостный видеоряд и воспринимаемых с помощью соответствующих технических устройств.

Аудиовизуальное произведение может сопровождаться или не сопровождаться звуком. Строго говоря, то произведение, которое звуком не сопровождается, является просто визуальным.

С точки зрения используемых технических средств аудиовизуальные произведения могут подразделяться на кинематографические, телевизионные или видеоленты. С точки зрения жанра – на игровые фильмы, документальные, мультипликационные, сериалы, программы и передачи, не являющиеся фильмами.

Поскольку аудиовизуальное произведение состоит из совокупности изображений, воспринимаемых с помощью слуха и зрения, оно имеет трех авторов, каждый из которых обладает своей творческой функцией и затрачивает свои творческие усилия. В соответствии с п. 2 ст. 1263 ГК РФ авторами рассматриваемых произведений являются:

3) композитор, специально создавший музыкальное произведение для аудиовизуального произведения.

Режиссер-постановщик является центральной фигурой, организующей и возглавляющей творческий процесс создания аудиовизуального произведения. Сценарист создает основу для аудиовизуального произведения, выстраивает сюжет, круг задействованных лиц, перечень и описание сцен и т.д.

Композитор создает музыку, влияние которой на восприятие аудиовизуального произведения для публики таково, что очень часто без соответствующей музыки аудиовизуальное произведение не осознается, а лишь небольшой музыкальный фрагмент сразу связывает память с образами и сценами аудиовизуального произведения, в котором эта музыка прозвучала.

Остальные авторы, результаты творческой деятельности которых используются при создании аудиовизуального произведения, считаются авторами произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, независимо от того, когда они были созданы – до или в процессе работы над таким произведением. При этом они сохраняют исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано изготовителю или другим лицам либо перешло к изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом (п. 5 ст. 1263 ГК РФ).

Как отмечает И.А. Близнец, «такое деление на две категории авторов является абсолютно условным и связанным в основном со стремлением ввести формальное понятие авторского права на аудиовизуальное произведение в целом и закрепить в законодательстве особую фигуру обладателя прав – изготовителя аудиовизуального произведения (продюсера)».

В соответствии с п. 3 ст.

1263 ГК РФ при публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняет право на вознаграждение за указанные виды использования его музыкального произведения. Формулировка «композитор сохраняет право на вознаграждение» предполагает непередаваемость данного правомочия, т.е. даже при отчуждении исключительного права композитор все равно сохраняет право на вознаграждение.

Отдельно законодатель регулирует права продюсера – лица, организовавшего создание аудиовизуального произведения.

Изготовитель вправе при любом использовании аудиовизуального произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.

При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого указано на этом произведении обычным образом.

Аудиовизуальные произведения охватывают собой широкий круг кино-, теле- и видеопроизведе- ний, которые рассчитаны, как правило, на одновременное слуховое и зрительное восприятие аудиторией. Сюда относятся прежде всего кино-, теле- и видеофильмы, независимо от их жанра и назначения (художественные, документальные, научно-популярные, учебные, мультипликационные и т.д.

), объема (полнометражные, короткометражные, многосерийные и т.д.), исполнения (звуковые, немые, черно-белые, цветные, широкоэкранные и т.д.), слайдфильмы, диафильмы, другие кино- и телепроизведения. Практически все аудиовизуальные произведения представляют собой органическое соединение разных видов искусств в единое художественное целое, не сводимое к сумме составляющих его компонентов.

Так, творческий вклад в создание такого комплексного произведения, как кино- и телефильмы, вносят сценарист, художник, композитор, оператор, актеры и иные лица, труд которых синтетически объединяется искусством режиссера в новое художественное целое.

При этом некоторые компоненты фильма, такие, как сценарий, в том числе режиссерский, музыка, фотографические изображения (кадры), эскизы, рисунки и макеты декораций, костюмы, реквизиты и т. п., могут существовать и использоваться отдельно от фильма и нередко имеют значение самостоятельных объектов авторского права.

Другие компоненты, в частности творческий вклад режиссера, оператора, артистов и некоторых других лиц, могут быть выделены лишь теоретически, но практически не поддаются обособлению от фильма в целом и не могут быть использованы самостоятельно1.

Как бы то ни было, очевидно, что фильм, как и другие аудиовизуальные произведения, создается творческими усилиями многих лиц, что дает теоретические основания для признания их соавторами.

Однако и в прежнем, и в ныне действующем законодательстве данный вопрос решен иным образом. Согласно ст. 486 ГК РСФСР 1964 г.

авторское право на любые фильмы (за исключением любительских) принадлежало предприятиям, осуществившим их съемку.

В соответствии со ст. 13 Закона РФ -«Об авторском праве и смежных правах» авторами аудиовизуального произведения признаны три лица: режиссер-постановщик, сценарист и автор музыки, специально созданной для этого аудиовизуального произведения.

Иные лица, внесшие творческий вклад в создание аудиовизуального произведения (оператор-постановщик, художник-постановщик и др.), пользуются авторским правом каждый на свое произведение, но не имеют авторских прав на аудиовизуальное произведение в целом.

В этом по российскому законодательству проявляется одна из важнейших особенностей правового режима аудиовизуальных произведений1.

Говоря о телевизионных произведениях как самостоятельной разновидности охраняемых законом аудиовизуальных произведений, закон имеет в виду лишь такие произведения, которые специально созданы для показа по телевидению.

Нет никаких оснований для отнесения к их числу произведений литературы и искусства, которые были опубликованы ранее и использованы телевидением без переработки. В этом случае их показ по телевидению должен рассматриваться только как способ их использования.

Поэтому, например, театральный спектакль, переданный по телевидению, не становится в силу этого особым телепроизведением.

В настоящее время правовой режим аудиовизуальных произведений имеют и видеозаписи. Закон РФ -«Об авторском праве и смежных правах» в отличие от Основ гражданского законодательства 1991 г. (ст.

141-142), следуя опыту западных стран и руководствуясь Римской конвенцией, не отнес их к объектам смежных прав, с которыми они совпадают по своей сущности.

В этих условиях видеозаписи должны рассматриваться и охраняться как особый вид аудиовизуальных произведений, поскольку полностью отвечают закрепленным законом признакам последних.

Источник: https://sobakafan.ru/nedvizhimost/chto-takoe-audiovizualnoe-proizvedenie-i-komu-prinadlezhat-prava.html

Правовой статус аудиовизуального произведения

Но возникает резонный вопрос, каков же правовой статус видеозаписи спектакля, концерта, другого кинематографического шедевра? Аудиовизуальные произведения относятся к объектам авторского права.

Но для каждого участника, который был причастен к созданию данного произведения, законодатель устанавливает определенный перечень прав.

Так, право на вознаграждение сохраняет за собой артист, чей концерт записан, при каждом его воспроизведении, авторы произведения также имеют право на материальное вознаграждение при воспроизведении созданного ими произведения зрительного или звукового.

Чтобы определить правовой статус аудиовизуального произведения, стоит определить, что оно собой представляет в общем. Аудиовизуальное произведение по своему содержанию может быть теле-, кино-, или видеофильмом, документальным, научным, популярным, учебным или анимационным произведением.

По форме же аудиовизуальное произведение является зафиксированной серией связанных между собой изображений со звуковым сопровождением или без него. Отдельный кадр не может считаться аудиовизуальным произведением, его правовой статус регулируется другими правовыми нормами.

Аудиовизуальное произведение должно быть зафиксировано определенным способом, не важно, домашним подручным средством обихода (любительское оборудование), или профессиональной аппаратурой.

Рассчитывать на звание аудиовизуального произведения может как полнометражный, так и короткометражный фильм, неважно цветной он или черно-белый, со звуковым сопровождением или без него. В соответствии с положениями Бернской конвенции, с согласия автора произведения, на основании которого создается аудиовизуальное произведение, допускается его переделка и воспроизведение.

Как уже упоминалось выше, исключительное право на аудиовизуальное произведение принадлежит его изготовителю, например, режиссеру. Только вот порядок приобретения такого права должен быть обязательно соблюден, и автоматически, исключительное право не возникает.

Изготовителю аудиовизуального произведения необходимо заключить соответствующие договоры с авторами всех произведений, которые входят в состав данного аудиовизуального произведения. Это должны быть либо лицензионные соглашения, либо договор на отчуждение исключительного права.

В любом случае, аудиовизуальное произведение включает в себя охраняемые законом результаты интеллектуальной деятельности других лиц. И их права также должны быть учтены при создании произведения изготовителем.

В случае же использования уже ранее созданных результатов интеллектуальной деятельности в составе данного аудиовизуального произведения, с авторами таких произведений могут быть оформлены правоотношения на основании лицензионного договора.

В данном случае, правообладателем так и остается то лицо, которое создало объект интеллектуальной собственности, а изготовитель приобретает права использовать этот объект в составе своего аудиовизуального произведения.

В случае же заключения договора отчуждения, к изготовителю аудиовизуального произведения переходят все права на это произведение, включая элементы произведений, созданных другими авторами.

Когда изготовителем аудиовизуального произведения оформлены договоры с одними авторами – об отчуждении исключительных прав на объекты интеллектуальной деятельности, входящими в состав данного произведения, а с другими только лицензионные договоры, то изготовитель имеет частично исключительные права на это аудиовизуальное произведение. Поскольку весь спектр исключительных прав на это произведение приобретают и автора объектов, входящих в состав данного произведения, но только в части этих самых объектов.

Источник: https://1patent.ru/blog/proizvedenija-avtorskoe-pravo/pravovoj-status-audiovizualnogo-proizvedeniya.html

Ссылка на основную публикацию