На каких основаниях проводят снос незаконных построек и можно ли его избежать

На каких основаниях проводят снос незаконных построек и можно ли его избежать

Узнать стоимость решения вопроса

По статье 222 ГК, самовольная постройка — объект, отвечающий одному из следующих признаков:

  1. Здание находится на не принадлежащем лицу участке.
  2. Здание находится на территории, где строительство запрещено.
  3. Здание сооружено без соответствующего разрешения и (или) с нарушением строительных нормативов.

Чаще всего незаконные сооружения возникают из-за правовой неграмотности лиц, их построивших. Долгое время в СССР дома, бани и гаражи возводились без всякого согласования и предварительного разрешения, что и отразилось в памяти россиян. Еще одна причина — это нежелание заниматься подготовкой документов, которая отнимает много свободного времени и сил.

Многие граждане полагают, что раз участок принадлежит им на праве собственности, то органы власти в любом случае зарегистрируют их права на строение.

Однако эта позиция ошибочна — самовольные строения подлежат сносу, если лицо не докажет, что здание безопасно, участок принадлежит гражданину на законных основаниях, а разрешенное использование надела включает также и строительство сооружений.

Не являются самостроем следующие объекты:

  • сооружения, не относящиеся к недвижимому имуществу, например, киоски, ларьки, гаражи-«ракушки»;
  • сооружения, являющиеся составной частью участка, например, капитальные заборы;
  • сооружения, возведенные до 01.01.1995 года;
  • сооружения, претерпевшие незначительную реконструкцию.

Порядок сноса и легализации самостроев

Право собственности на сооружение, построенное незаконно, констатируется судом при наличии следующих обстоятельств:

  1. Земля, на которой расположен самострой, принадлежит физлицу на праве собственности, праве пожизненного наследуемого владения или праве бессрочного пользования.
  2. Вид допустимого использования надела включает строительство.
  3. Постройка соотносится с документацией по планировке территории и другими регламентами.
  4. Постройка не представляет опасности для других граждан и окружающей среды.

Заинтересованное в сохранении строения лицо должно подать иск в районный суд по месту расположения участка со зданием. Размер госпошлины напрямую зависит от стоимости объекта. Минимальная сумма составит 400 рублей, а максимальная — 60 000 рублей.

Если же заинтересованное лицо желает осуществить снос незаконных построек, ему также необходимо обратиться в суд. Подать иск в районный суд вправе собственник участка, обладатель других вещных прав на надел, а также лица, права и интересы которых затрагивает сохранение самостроя.

Ответчиком по данному делу будет застройщик, а если строение было отчуждено по какой-либо сделке — его приобретатель. Размер госпошлины по делам о сносе составляет 300 рублей для граждан и 6 000 рублей для фирм.

Срок исковой давности на такие дела не распространяется, соответственно, иск можно подать в любой момент.

Судебная практика по сносу незаконных зданий сложна. Если ранее демонтаж можно было произвести только по причине серьезных и неустранимых нарушений строительных регламентов, то с 01.09.

2015 года любое незначительное нарушение может повлечь уничтожение постройки.

Следует отметить, что даже если права на строение были зарегистрированы Росреестром, заинтересованные лица все равно могут инициировать судебный снос незаконных построек.

Если судья принял решение о сносе построек, то истцу сначала необходимо дождаться вступления итогового акта в законную силу. После этого ответчик может снести строение за свой счет. Если же этого не происходит, судебное решение необходимо предъявить в отдел ФССП по месту расположения спорного объекта.

Общий порядок принудительного сноса закреплен в ст.107 ФЗ №229. Он включает следующие этапы:

  1. Возбуждение исполнительного производства, направление лицу постановления, в котором пристав устанавливает срок для добровольного сноса.
  2. Если постройка осталась на участке, пристав взыскивает исполнительский сбор с должника и устанавливает новые сроки для сноса.
  3. Если постройка не демонтировалась, пристав организует принудительный снос здания с привлечением понятых, специализированных организаций, полиции, МЧС и других структур. Все расходы по ликвидации здания ложатся на должника.

Узнать о том, какие документы вам потребуются, как их подготовить и как рассчитать госпошлину, вы можете у специалистов «Правового Петербурга» по номеру +7(812)603-72-21.

Уничтожение постройки без решения суда

Снос незаконных построек без решения суда возможен, если строение находится на участке, которому присущи особые условия использования, либо на наделе общего пользования или на территории нахождения инженерных сетей. Еще одно условие сноса — участок не предоставлялся лицу вообще или предоставлялся, но для других целей.

Принять решение об упразднении самостроя вправе органы местной администрации, в ведении которых находится надел. Последовательность действий следующая:

  1. Принятие постановления о сносе постройки, в котором указывается срок для добровольного демонтажа (срок не может превышать одного года).
  2. Направление документа застройщику в семидневный срок.
  3. Если застройщика установить не удалось — размещение в семидневный срок объявления о сносе, в том числе установление информационного щита вблизи постройки.
  4. Если хозяин постройки так и не был выявлен — демонтаж строения по истечение двух месяцев с даты размещения объявления.

Важно: Перед тем, как снести постройку, местные власти обязаны выяснить, действительно ли она является самостроем. Если администрация совершит ошибку и снесет законно построенное здание, она будет обязана возместить собственнику объекта все понесенные расходы.

С чего начать разрешение спора?

Заинтересованное в сносе постройки лицо должно подготовить доказательства того, что сохранение здания будет ущемлять его права.

Такими доказательствами могут стать пожарные заключения о несоблюдении минимального расстояния между постройками, фотографии расположения объекта, кадастровый паспорт участка, свидетельские показания и т.д.

Если приведенные доказательства будут подготовлены надлежащим образом, выиграть дело о сносе постройки будет нетрудно.

Однако следует отметить, что в каждом конкретном случае требуется разработка индивидуальной тактики. Соответственно, перечень документов будет разниться в зависимости от того, на каких основаниях был подан иск.

Поэтому пытаться отстоять свои права самостоятельно, опираясь на готовую судебную практику, бессмысленно и даже рискованно. Только опытный юрист сможет добиться законного сноса постройки, поскольку суды достаточно неохотно принимают решение о сносе.

Специалистам «Правового Петербурга» известны все нюансы ведения подобных дел, поэтому в 98 % случаев мы добиваемся положительных результатов.

Если проблема самостроя коснулась и вас — позвоните по номеру +7(812)603-72-21 и получите бесплатную консультацию специалиста в Санкт-Петербурге.

«Подводные камни» и риски

Гражданин, которому каким-то образом мешает самовольная постройка соседа, может попытаться снести ее через суд самостоятельно, однако в случае неудачи здание останется на прежнем месте.

А это значит, что в течение долгих лет гражданин будет вынужден испытать неудобства, например, видеть из своего окна глухую кирпичную стену постройки или недополучать урожай из-за тени, создаваемой самостроем.

Если, к примеру, строение заходит на территорию вашего участка, продать в дальнейшем надел с нарушенными границами будет крайне сложно.

Ситуация может осложняться многими обстоятельствами:

  1. Отсутствие у заинтересованного лица прав на участок или документов.
  2. Отсутствие сведений о застройщике.
  3. Затрудненный сбор доказательств по причине напряженных отношений с соседями.
  4. Трудности в определении того, является ли здание самостроем или нет.

Наши специалисты более семи лет успешно разрешают вопросы по сносу самостроев. Приведем два примера.

Пример 1

Ч без всяких разрешений построил деревянную баню вплотную к жилому дому Р.

Юристы «Правового Петербурга» доказали в суде, что Ч при строительстве бани не выполнил СНиПы, в частности, о соблюдении безопасного расстояния между постройками.

Специалисты указали также на то, что из-за воды участок Р подтапливается, делая невозможным ведение садоводства и огородничества. Суд согласился с доводами юристов и принял решение о сносе бани Ч.

Пример 2

В выяснил, что пристройка к дому соседа У заходит на его участок на 2,5 метра. В суде юристы «Правового Петербурга» представили доказательства данного факта и заявили о недопустимости нарушения прав собственника участка В. Суд занял позицию В и принял решение о демонтаже постройки.

Услуги юристов «Правового Петербурга»

В делах о сносе незаконных построек имеет значение каждая деталь, начиная с даты возведения здания и заканчивая категорией участка, на которой расположен самострой.

Учесть все эти моменты для неспециалиста довольно сложно, поэтому единственно правильное решение — воспользоваться услугами профессиональных юристов общественной организации по защите прав потребителей «Правовой Петербург».

Наши специалисты:

  • проконсультируют вас по вопросам сноса незаконных построек;
  • подготовят необходимые документы — иски, жалобы, заявления и т.д.;
  • представят ваши интересы в местной администрации;
  • защитят ваши права в суде;
  • выступят в роли ваших представителей при взаимодействии с органами ФССП.

Огромный опыт, безупречная репутация нашей организации, отлаженные партнерские связи — все это помогает нам с успехом разрешать правовые споры любой сложности.

Преимущества сотрудничества с организацией «Правовой Петербург» очевидны:

  • снос незаконных построек «под ключ»;
  • информирование клиента о ходе дела;
  • круглосуточная доступность для связи;
  • адекватные цены;
  • соблюдение условий договора;
  • возврат денег, если проблему не удалось решить.

Организация «Правовой Петербург» обязательно заключает договор с каждым доверителем. Таким образом мы берем на себя обязательства по качественному, своевременному и полному решению вашей проблемы. От клиента потребуется лишь нотариальная доверенность и документы, имеющие отношение к делу.

Важно: Все устные консультации проводятся бесплатно.

Защитите свои права грамотно — обратитесь в общественную организацию «Правовой Петербург». Звоните по номеру +7(812)603-72-21  и записывайтесь на предварительную консультацию к специалисту.

Источник: https://yurist-advokat812.ru/uslugi/spory-s-tszh-zhsk-i-uk/snos-nezakonnoy-postroyki/

Новые правила сноса незаконных построек. Кого лишат прав на земельный участок?

Госдума рассмотрела в третьем чтении законопроект о новых правилах сноса незаконных загородных построек. Депутаты проголосовали за изменения, предложенные Правительством в Гражданский кодекс.

Что изменится для владельцев построек на земельных участках, как узнать не является ли ваш дом самостроем? Каков механизм прекращения прав на земельный участок, на котором расположена самовольная постройка?

Согласно новому законопроекту теперь большинство вопросов сноса самостроя будет решать суд, а за отказ снести строение в установленный срок могут отобрать землю. Параллельно депутаты рассматривают и законопроект о введении штрафов до одного миллиона рублей за эксплуатацию самовольной постройки.

Чем отличается самовольная постройка от обычного дома?

  • Самовольной может названа постройка, которая:
  • ● была возведена непосредственно на земельном участке, прав владения на который нет.
  • ● ущемляет права соседа и создаёт угрозу здоровью и жизни других граждан.
  • ● возведена на участке, несмотря на то, что предназначение земли было совсем другим.
  • ● устроена с нарушением норм в области градостроительства и архитектуры.
  • ● возведена без получения соответствующих разрешений.

Снос самовольной постройки с зарегистрированным правом собственности

По новому закону все вопросы сноса самовольной постройки с зарегистрированным правом собственности будет решать суд, а не органы местного самоуправления (МСУ), как это происходит сейчас.

Читайте также:  Как получить субсидию на ипотеку от государства

Данный законопроект отводит от трёх месяцев до года на снос самовольной постройки и от шести месяцев до трёх лет на её приведение в соответствие с требованиями. Конкретизируется и понятие самовольных построек.

К самострою теперь не будут относиться объекты, возведённые с нарушениями, но при этом обладающие необходимыми согласованиями и разрешениями от властей. Разбираться будут уже с ними.

Как уточнил глава Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, лишение права собственности должно являться исключительной мерой, соразмерной последствиям, например, если использование земельного участка приводит к причинению вреда окружающей среде.

И уже во втором чтении документа депутаты ограничили случаи, в которых может применяться снос строения. Кроме того, к существующим запретам для органов местного самоуправления вводится ещё один — запрет сносить дома на частных землях. Единственное исключение — если сохранение самовольного строения, возведенного на частной земле, создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Когда сомнительный объект не может быть признан «самовольным»

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ: На каких основаниях проводят снос незаконных построек и можно ли его избежать

За самострой увеличат штрафы и ужесточат наказание

Ранее добросовестные владельцы часто не знали, что их владение незаконно, а недобросовестные пользовались разрозненностью законодательства и возводили, например, многоквартирные дома на садовых участках.

Предусмотрены также дополнительные гарантии от сноса для тех, кто оформил права на объект по «дачной амнистии», то есть при отсутствии разрешения на строительство или при нахождении в зоне с особыми условиями (земли общего пользования, земли объектов культурного наследия), объект не может быть признан «самовольным». Даже если он будет снесён, то только с возмещением убытков.

Напомним, что в конце 1990-х — начале 2000-х годов в законодательстве менялись требования к правоустанавливающим документам, не было единого реестра недвижимости, в разных регионах были разные требования к оформлению прав на недвижимость: в результате возникли проблемы — добросовестные владельцы часто не знали, что их владение незаконно, а недобросовестные пользовались разрозненностью законодательства и возводили, например, многоквартирные дома на садовых участках,

Только в 1998 году было положено начало формированию единой системы государственной регистрации недвижимости, а прорывным шагом в этой области стала «дачная амнистия», которая действует уже 12 лет, и продлена до 1 марта 2020 года.

Чем садовый дом отличается от многоквартирного: разделение на квартиры и блок-секции

Есть и другие изменения, которые ждут дачников. Накануне, 25 июля Госдума приняла во втором чтении законопроект, предусматривающий единые требования к параметрам возведения объектов индивидуального жилищного строительства (ИЖС) и садовых домов.

Этот законопроект вносит в законодательство определение «объекта ИЖС». Предписано, что это отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более 20 метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, «предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием.

  1. Предусматривается запрет на разделение на квартиры и блок-секции этих домов.
  2. Надзорные органы получат право проводить проверки объектов капитального строительства, в отношении которых надзор в настоящее время не осуществляется.
  3. Правда, делаться это будет только в том случае, если к ним поступила информация о нарушениях при возведении или реконструкции домов, правил, установленных градостроительным регламентом или законодательством.

Прекращение прав на земельный участок с самовольной постройкой

Также документ предусматривает механизм прекращения прав на земельный участок, на котором расположена самовольная постройка, в случае неисполнения решения о её сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями.

Так, участок, находящийся в частной собственности, будет изыматься по решению суда и продаваться с публичных торгов. Договор аренды на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, будет прекращаться с помощью одностороннего отказа арендодателя.

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту и строительству Алексей Русских считает, что все эти изменения упростят строительство объектов ИЖС, усовершенствуют механизмы государственного строительного надзора за строительством объектов, которые в настоящее время не поднадзорны Госстройнадзору.

Наконец, на законодательном уровне будет установлена процедура сноса объектов капитального строительства. Это, по словам депутата, очень серьёзная реформа в законодательстве о градостроительной деятельности.

Подписывайтесь на каналы «Informatio.ru» в TamTam или присоединяйтесь в 

Источник: https://informatio.ru/news/realty/novye_pravila_snosa_nezakonnykh_postroek/

о сносе самовольных построек

Илья Ремесло, юрист, для МИА «Россия сегодня». 9 февраля по решению столичных властей у нескольких станций московского метро начали сносить киоски и торговые павильоны как потенциально опасный самострой, срок добровольного сноса которого истек. Возмущенные собственники более сотни снесенных объектов ссылаются на ранее выданные документы, подтверждающие их права, а также решения судов. В ситуацию активно включились протестные активисты, которые жонглируют юридическими понятиями и документами, обвиняя власти в произволе.

Разберемся, кто прав в данной ситуации. Для начала напомним основания, на которые опираются московские власти.

Закон определяет самовольную постройку как «здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил» (статья 222 ГК РФ).

Летом 2015 года был принят закон, который разрешает во внесудебном порядке принимать решения органами исполнительной власти в отношении объектов самовольного строительства.

В декабре того же года правительство Москвы приняло постановление «О мерах по обеспечению сноса самовольных построек на отдельных территориях города Москвы». Оно регламентирует порядок демонтажа и утверждает перечень опасных сооружений, подлежащих сносу. Объекты, внесенные в данный перечень, и были снесены в принудительном порядке по истечении срока на добровольный снос.

Влияет ли зарегистрированное право собственности на законность сноса

  • Вопреки широко распространенному заблуждению, запись в ЕГРП о правах на недвижимое имущество не означает законности постройки этого имущества.
  • Часть 2 статьи 222 Гражданского кодекса РФ прямо предусматривает, что самовольная постройка не порождает прав собственности на нее.
  • Еще в 2010 году Пленум Верховного и Высшего Арбитражного суда отметил, что «в случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о его сносе».

Иное означало бы, что появляется лазейка для злоупотребления правом: можно зарегистрировать любой незаконный объект через Росреестр, воспользовавшись невнимательностью либо злоупотреблением должностного лица.  И сделать с таким объектом будет уже ничего нельзя.

Это перечеркивало бы весь регламентированный порядок согласования строительства и создавало бы огромные риски для прав и безопасности остальных граждан и государства в целом.

Также следует учитывать, что в период строительства многих объектов самостроя в 1990-е и 2000-е годы в Москве была возможность регистрировать некапитальные (т.е. временные) постройки как капитальные.

Затем, с принятием новой редакции ГК РФ, законов о кадастровом учете и регистрации права собственности, федеральное законодательство было изменено.

Однако владельцы проигнорировали вновь принятые нормы и не привели права на имущество в соответствие с этими новыми законами.

Кто должен нести за это ответственность?

Какие судебные акты являются основанием для возникновения права собственности

  1. Другим широко распространенным аргументом собственников и сторонников самостроя выступают некие судебные акты, которыми отказано в удовлетворении требований о признании этих объектов самостроем.

  2. Часть 3 статьи 222 ГК РФ говорит, что право собственности на самовольную постройку может быть признано за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
  3. — если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
  4. — если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;
  5. — если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
  6. Таким образом, только решение суда о признании права собственности на самовольную постройку с исследованием вопроса о том, не нарушает ли она прав других лиц и соответствует ли определенным параметрам, может стать основанием для возникновения права собственности на самострой.

Однако некоторые хозяева торговых павильонов ссылаются на совсем иные решения судов об отказе в сносе самовольных построек, которые проходили несколько лет тому назад с участием префектур в качестве истцов, и главным основанием для отказа в исках являлся пропуск срока исковой давности. Вопрос о признании права собственности судом в данных делах не рассматривался.

Поэтому нельзя говорить о том, что суд признал постройку законной, не говоря уже о том, что снос самостроя был осуществлен на основании вновь принятого закона и соответствующего правового механизма (административный порядок).

Как уже писалось, действовавшее в 90-е года законодательство допускало возможность осуществлять строительство и ввод в эксплуатацию некапитальных объектов по аналогии с порядком, предусмотренным для капитальных зданий и сооружений.

Но говорит ли это о согласии города на возведение объектов недвижимости капитального характера вместо некапитального? Порядок введения разных объектов в эксплуатацию может быть схожим, но это не означает автоматически, что город изначально давал свое согласие на строительство капитального объекта. Есть федеральное законодательство, отдельно регулирующее этот вопрос – на него и надо ориентироваться.

Наконец, часто встречается аргумент, что кадастровый паспорт подтверждает право на самострой. Но паспорт – это лишь документ, который вносится в сведения в кадастровой палате для учета объектов на территории и содержит основные характеристики объекта.

В силу объективных причин и всеобщего правового сумбура в 90-е годы выдача кадастровых паспортов была стихийной, с множеством злоупотреблений. Следует ли теперь «понять и простить» это, при отсутствии решения суда о признании права собственности на самострой?

Недаром в прошлом году приняли поправки в законодательстве и ввели уголовную ответственность за внесение заведомо недостоверных сведений в кадастровый учет.

Аренда земельного участка не равна праву собственности

По некоторым из снесенных в Москве объектов имеются действующие договоры аренды земельного участка (но не самих объектов). Согласно нормам ГК РФ, арендатор обязан соблюдать правовой режим использования земельного участка, то есть возводить строения он может только с согласия собственника. Предусматривают ли договоры аренды права арендатора на застройку участка капитальными объектами?

Как правило, договоры такого типа оформляют под размещение нестационарных (легковозводимых) объектов. В противном случае арендатор может легко захватить этот участок в собственность, построив на нем капитальный объект и зарегистрировав его. Это, согласно закону, повлечет переход в его собственность и значительной части земельного участка.

Такая подозрительная схема «сравнительно законного отъема» государственной собственности очень часто практиковалась в 90-е и начале нулевых.

Обязанности государства без прав?

Означает ли все вышеизложенное, что владельцы и арендаторы незаконного самостроя кругом неправы, а им никак нельзя помочь?

Конечно же, нет. Они вправе защищать свои права в судебном порядке путем признания права собственности, а также вправе предъявить требования о компенсации к предыдущим собственникам самостроя, либо к лицам, которые незаконно сдали его в аренду.

В области городской застройки давно пора переходить к цивилизованным методам взаимодействия –правовое безвременье давно закончились. Но надо помнить, что, кроме прав отдельно взятых собственников самостроя, есть и права миллионов других граждан-налогоплательщиков – на комфортную, безопасную жизнь в столице.

Читайте также:  Как получить визу в оаэ

Наконец, у государства должны быть не только обязанности обеспечивать безопасность граждан от террористических угроз и городских катастроф, но и права для реализации этих обязанностей.

РИА НОВОСТИ

Источник: https://adv-simfi.ru/o-snose-samovolnyh-postroek.html

Письмо № Д23и-1663 от 16 апреля 2015 г. по вопросам снятия с государственного кадастрового учета здания на основании решения собственника об уничтожении имущества (сносе, демонтаже), подготовки акта обследования, подтверждающего прекращение существования объекта недвижимости

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел в пределах своей компетенции обращение сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным по затронутым в обращении вопросам отметить следующее.

Снос и демонтаж зданий градостроительным законодательством рассматриваются как разновидность строительной деятельности.

При этом порядок сноса и демонтажа объектов капитального строительства регулируется законодательством субъектов Российской Федерации. В этой связи необходимо отметить, что постановлением Госсроя России от 5 ноября 1997 г.

№ 18-65 утверждено Примерное положение об органе архитектуры и градостроительства исполнительной власти субъекта Российской Федерации, согласно которому орган архитектуры и градостроительства исполнительной власти субъекта Российской Федерации подготавливает исходную и разрешительную документацию по сносу (разборке) зданий, сооружений и зеленых насаждений (пункт 3).

Статьей 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) определены основания прекращения права собственности, субъектами которого могут выступать физические лица и организации, независимо от форм собственности (юридические лица), а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, в лице их уполномоченных органов.

С учетом изложенного, а также положений статьи 209 ГК РФ, право собственности может быть прекращено на основании решения собственника (собственников, в случае общей собственности) об уничтожении имущества, что применительно к объектам капитально строительства является сносом, демонтажем такого объектом.

Следует отметить, что под гибелью или уничтожением в соответствии с гражданским законодательством понимается необратимое физическое прекращение существования вещи в первоначальном виде, которое делает невозможным удовлетворение исходных потребностей собственника. При этом прекращение существования вещи при ее гибели или уничтожении должно быть действительно необратимым.

Например, если в результате пожара, оползня, наводнения или иного стихийного бедствия здания были разрушены частично, то в данном случае произойдет изменение свойств объекта недвижимости, а не его уничтожение или гибель.

Дальнейшая судьба объекта недвижимости будет зависеть от собственника пострадавшего имущества, который может принять решение о восстановлении объекта недвижимого имущества, его сносе, и прекращении права собственности на него.

Необходимо учитывать, что снос объектов капитального строительства сопряжен с проведением работ по демонтажу строительных конструкция, их вывозу и последующей утилизации, проведению земляных работ, благоустройству земельного участка, кроме того, проведение работ по демонтажу должно соответствовать требованиям к безопасности проведения таких работ в отношении жизни и здоровья физических лиц, имущества третьих лиц, расположенного вблизи демонтируемого объекта, которое может быть повреждено в процессе проведения таких работ, экологической безопасности.

В этой связи снос объекта осуществляется, как правило, с привлечением специализированных организаций с заключением соответствующих договоров (договоров с инженерными службами об отключении сносимых зданий от инженерных сетей, договоров подряда на снос, перемещение, переработку и захоронение отходов сноса) и подписанием актов выполненных работ по договорам, подтверждающих их исполнение.

Кроме того, Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г.

№ 87 (далее – Положение) снос (демонтаж) объекта или части объекта капитального строительства рассматривается в качестве отдельного этапа строительства (пункты 1, 8, 10 Положения), в отношении которого выполняется «Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства», состав и требования к которому предусмотрены пунктом 24 Положения.

  • Комплексный анализ законодательства субъектов Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что основанием для сноса (демонтажа) объекта капитального строительства является распоряжение органа местного самоуправления о сносе такого объекта, которым, в том числе определяется порядок и сроки осуществления сноса такого объекта.
  • Перечень документов, необходимых для согласования органом местного самоуправления решения о сносе (демонтаже) объекта капитального строительства определяется в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, в частности к таким документам относятся: решение собственника о сносе (демонтаже) объекта капитального строительства, проект организации работ по сносу или демонтажу такого объекта, копии договоров подряда на осуществление работ по сносу (демонтажу), а также утилизации отходов.
  • С учетом изложенного, осуществление самовольного сноса объектов капитального строительства не допускается.

Согласно части 1 статьи 42 Федерального закона от 24 июля 2007 г.

№ 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся кадастровых сведений о таком объекте недвижимости подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существовании помещения в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых оно было расположено, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение было расположено.

Необходимо обратить внимание, что фактический снос (демонтаж) объекта недвижимости предшествует проведению кадастровых работ с целью подтверждения прекращения существования такого недвижимого имущества.

В соответствии с пунктом 3 Требований к подготовке акта обследования, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 13 декабря 2010 г.

№ 627 (далее – Требования), акт обследования подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений государственного кадастра недвижимости, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости. Указанные документы включаются в состав приложения к акту обследования.

Согласно пункту 9 Требований в строку «Перечень документов, использованных при подготовке Акта обследования» вносятся сведения о наименовании и реквизитах документов, включенных в состав приложения к акту обследования. Указанный перечень документов, является открытым, однако, такие документы должны включать информацию, позволяющую идентифицировать объект недвижимости.

Таким образом, кадастровый инженер при подготовке акта обследования использует документы, подтверждающие прекращение существования объекта недвижимости, к которым можно отнести, например, копию распоряжения органа местного самоуправления о сносе здания, копию закрытого ордера на производства работ по сносу, копии актов приемки выполненных работ по договорам подряда на снос, перемещение, переработку и захоронение отходов сноса и т.п.

В соответствии с частью 6 статьи 20 Закона о кадастре с заявлениями о снятии с государственного кадастрового учета зданий вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости, а также собственники земельных участков, на которых были расположены такие объекты недвижимости.

Согласно части 2 статьи 16 Закона о кадастре снятие с государственного кадастрового учета объекта недвижимости осуществляется, если иное не установлено Законом о кадастре, на основании заявления о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости и необходимых в соответствии с Законом о кадастре для осуществления такого учета документов. В соответствии с пунктами 4, 6 части 1 статьи 22 Закона о кадастре необходимым для снятия с государственного кадастрового учета документом, подтверждающим прекращение существования объекта недвижимости является акт обследования с приложением копии документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при отсутствии сведений о зарегистрированном праве заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости).

При этом законодательством Российской Федерации не установлен порядок снятия с государственного кадастрового учета объектов, не отвечающих требованиям, установленным статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, т.е. не являющихся объектами недвижимости, но учтенных в качестве таковых.

Необходимо также отметить, что статьей 8.18 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 г. № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» за производство самовольного сноса зданий, расположенных на территории города Москвы, предусмотрена административная ответственность.

Источник: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/landrelations/201505291

Сносить нельзя помиловать

Строительство — дело не простое. Часто проблемы финансового и организационного характера занимают столько времени, что о легализации постройки и получении разрешительных документов застройщик задумывается в последнюю очередь.

Казалось бы, дело нехитрое: главное, что построен дом, а необходимые документы можно собрать и после. Между тем, как показывает практика, не все в данном вопросе столь однозначно.

И порой на признание права собственности на самовольную постройку уходит больше сил и времени, чем на ее строительство.

  • Об основных проблемах и способах их решения, тенденциях в судебной практике, а вместе с тем и о существующих пробелах и неразрешенных вопросах самовольного строительства поговорим в этой статье.
  • Вначале остановимся на определении самовольной постройки и ее правовом режиме.
  • Согласно положениям статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — «ГК РФ») самовольной постройкой признается здание, сооружение или другое строение, которые созданы на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведены без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

По общему правилу, установленному законодателем в вышеуказанной статье, лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Свободный оборот такой постройки также не возможен: застройщику запрещено распоряжаться постройкой. В частности, заключать сделки купли-продажи, дарения, аренды и иные.

  1. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
  2. Однако из изложенного выше правила гражданское законодательство предусматривает исключения.
  3. Так, положением пункта 3 статьи 222 ГК РФ прямо предусмотрена возможность признания права собственности на самовольную постройку в судебном порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
  4. Условие № 1: лицо, осуществившее постройку, должно иметь в отношении земельного участка права, допускающие строительство на нем данного объекта.
  5. Условие № 2: на день обращения в суд постройка должна соответствовать параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или иным обязательным требованиям к параметрам постройки.
  6. Условие № 3: сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

При этом все вышеизложенные условия должны быть соблюдены одновременно. Следует отметить, что порядок признания права собственности на самовольную постройку был усложнен Федеральным законом от 13.07.2015 № 258-ФЗ, вступившим в законную силу с 01.09.2015, который изложил пункт 3 ст. 222 ГК РФ в новой редакции, включив в него все вышеперечисленные условия.

До принятия указанного закона право собственности на самовольную постройку признавалось за лицом, владеющим земельным участков, на котором расположена постройка, на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, при условии, что сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Читайте также:  Что такое наследование по завещанию и кто может его получить

Необходимо понимать, что после вступления в силу указанных изменений, при рассмотрении искового заявления о признании права собственности суды будут исходить из новой редакции закона в независимости от того, как давно была возведена постройка.

Как отмечено в совместном постановлении пленумов Верховного Суда Р Ф и Высшего арбитражного Суда Р Ф, признание права собственности на самовольную постройку является основанием возникновения права собственности по решению суда.

В этой связи при рассмотрении иска о признании права собственности на самовольную постройку применению подлежат положения пункта 3 статьи 222 ГК РФ в той редакции, которая действовала на момент принятия решения суда.[1][1]Пункт 31 Постановление Пленума Верховного Суда Р Ф № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.

2010 (ред. от 23.06.2015) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»

Далее рассмотрим основные проблемы, связанные с признанием права собственности на самовольную постройку и возможностью ее сноса.

Вправе ли арендатор земельного участка обратиться в суд с требованием о признании права собственности на самовольную постройку?

Если исходить из буквального толкования пункта 3 статьи 222 ГК РФ, то правом на предъявление такого требования обладают собственники, а также лица, которым земельный участок принадлежит на праве пожизненного наследуемого владения либо постоянного бессрочного пользования. Право аренды при этом не упоминается.

Вместе с тем, анализ положений подпункта 2 пункта 1 статьи 40 и пункта 1 статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что арендатор земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием, с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Отсутствие права аренды в качестве одного из оснований (при соблюдении остальных условий) для признания права собственности на самовольную постройку, по мнению автора настоящей статьи, является существенным пробелом в законодательстве.

Поскольку, ограничив перечень прав на земельный участок, при наличии которых возникает права на самовольную постройку исключительно вещными, законодатель лишил арендатора возможности реализовать в полной мере прямо предусмотренные Земельным кодексом РФ права.

Судебная практика по этому вопросу придерживается следующего мнения.

Право собственности на самовольную постройку, возведенную лицом без необходимых разрешений на земельном участке, который предоставлен ему по договору аренды для строительства соответствующего объекта недвижимости, может быть признано, если при строительстве не было допущено существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил, и сохранение данного строения не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозы их жизни и здоровью.[2][2]Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством (утв. Президиумом Верховного Суда Р Ф 19.03.2014)

Источник: https://abkazakov.ru/publications/snosit-nelzya-pomilovat/

Самовольные постройки: судебная практика

Темы использования, легализации и сносов, относящиеся к незаконным постройкам, и способов приобретения права собственности для таких объектов беспокоят многих. Возможно, кто-то приобретал такой объект посредством правовой сделки, кто-то без согласований и разрешений построил недвижимость, не выяснив, кому принадлежит участок.

В поле зрения понятий по незаконным постройкам попадают и те, кто произвел реконструкцию старого объекта — надстройки, мансарды или пристройки без разрешений. Проблема незаконного строительства наиболее актуальна для бизнесменов и предприятий.

Вопросы бизнеса не требуют долгих решений, потому деловым людям проще осуществить строительство без разрешительных документов, которые отнимают драгоценное время, а потом заниматься легализацией самовольно размещенного объекта.

В контексте обновленной редакции ст 222 ГК РФ изменились подходы судебной и арбитражной судебной системы, после которых легализация объектов самовольного возведения стала более сложной и трудоемкой задачей, чем это было раньше.

Трактовка термина «самовольная постройка»

Самовольная постройка — это сооружение или реконструированное строение, предназначенное для жилья или иных целей, возведенное на не предназначенном для этих целей земельном участке; с нарушением установленных законом правил и правовых предписаний, обозначенных законом; либо возведенное строение без предписанных разрешительных документов, также к самовольной постройке закон относит помещения, построенные с нарушенными строительными и градостроительными нормами и требованиями. Самовольная постройка не обретает признание гражданско-правового объекта, а лицо, осуществившее деяние, остается без надлежащего права собственности, такой объект не может использоваться в сделках любого рода, законом предусмотрен только снос для таких объектов (ст 222 ГК РФ).

Исключения из правил

Закон предусматривает исключение из правил и предполагает иное отношение к таким постройкам, хотя формально они и считаются самовольными.

Не всегда возведение таких объектов обуславливается сознательным нарушением закона, могут возникнуть ситуации, когда условия строительства вынуждают отойти от дозволенных параметров, например, если возникла срочная необходимость на возведение котельной, подстанции и прочих технических сооружений.

А процедура на официальное признание необходимости такого объекта и получение документов о праве собственности отнимает уйму времени и финансовых затрат.

Почему возникает самовольная постройка?

Ужесточение законодательства по незаконным постройкам скорее всего оправдано, но судебная практика по земельным спорам за последнее время, а именно в контексте новых законодательных актов, ярко продемонстрировала, что корень проблемы кроется в иных обстоятельствах, нежели желание граждан обойти закон. Но признание этого факта пока ничего не меняет. Наиболее существенная проблема — это длительность процедуры получения разрешений, превращенное чиновниками в нагромождение дублирующих друг друга документов и справок, а процедуры их проверки в долгосрочные процедуры. Получение разрешения на законное признание собственности только на первом этапе требует согласований от 80 структур. На оформление земельного участка уходит 3-4 года, потому многие застройщики вынуждены идти на риск, рассчитывая узаконить объект на этапе строительства. Серьезной проблемой считается финансовая сторона вопроса. Как показала судебная практика, кадастровая стоимость на земельную собственность предоставляется владельцам очевидно завышенной, в отличие от рыночной, в связи с чем у субъектов по данным делам возникает правомерный вопрос про уменьшение кадастровой стоимости земельного участка для получения разрешения.

Судебная практика по вопросам сноса самовольных построек

При осуществлении судопроизводства по некапитальным строениям необходимо определиться с правовыми позициями и использовать все нормы законодательства, позволяющие отстоять право собственности и осуществить признание ее законности.

В статье 51 ГК прописано, что разрешения на строительство выдаются органами местного самоуправления, в пункте 26 постановления ВС от 2010 года Верховный Суд дает пояснение для судов, что отсутствие разрешительных документов на строительство не должно являться аргументом для отказа во встречном иске на признание законных прав собственности на самовольное строение.

Кроме того, суд должен установить, предпринимались ли попытки и меры по узаконению самовольной постройки лицом, ее построившим. А также правомерен ли был отказ уполномоченных органов в выдаче разрешения на осуществление строительства или акта для начала эксплуатации. Зачастую в таких ситуациях суды стали останавливать судопроизводство по таким искам.

Такая судебная практика считается оптимальной, иначе получается, что суды по факту выполняют функции местных органов. Могут возникнуть неправильные толкования судебных действий.

Возникла бы ситуация, когда добросовестный застройщик, приступивший к строительству на законных основаниях, после получения всех разрешительных документов оказывался бы в неравном положении перед самовольным, который по суду в упрощенной форме легализует незаконное строение. Это противоречит принципам гражданского права о равенстве сторон.

Признание прав собственности на незаконное строение по суду в процессе судебного разбирательства считается исключительным методом защиты прав, тем самым предотвращая снос объекта владения.

Применяется такой метод защиты только к лицам, которые по исключительным причинам, независящим от них, были обделены возможностью получить разрешительные документы в установленном по закону порядке. Такие лица либо их юридические представители должны собрать доказательства предпринятых действий по легализации спорной постройки и доказать необоснованность отказов в выдаче разрешений уполномоченными органами до момента появления иска о самовольном строительстве, то есть до судебного разбирательства по иску, направленному на снос спорного объекта.

О формальном подходе судов

Многочисленные кассационные жалобы в высшие инстанции нередко приводят к пересмотрам первоначальных судебных решений. В этой связи ВС обратился с просьбой к судам не допускать формального подхода при рассмотрении дел о сносе самовольного строения.

Кроме того, ВС рекомендует позволять субъектам, проходящим по таким делам, предоставлять право самостоятельного выбора способов защиты своих прав на основании диспозитивности гражданского права.

Проведя анализ судебных практик по искам о самовольных постройках, специальное жюри ВС констатировало, что законодательство увязывает снос незаконной постройки не с бюрократическим соблюдением требований для получения разрешения на возведение объектов, а с определением тех обстоятельств, которые могли помешать получить разрешительные документы.

Как предотвратить снос самовольной постройки

Для сохранности нелегальной собственности, когда нет предписанной документации, существуют определенные способы, которые помогут в дальнейшем осуществить признание легального строения, то есть обретение права собственности.

  1. При благоприятных обстоятельствах можно ссылаться на сроки исковой давности, пропущенные истцом к моменту подачи иска в судебные инстанции.
  2. В случае, когда единственным фактом на признание постройки самовольной считается отсутствие разрешений на строительство или на начало эксплуатации, то в рамках текущего разбирательства подается встречный иск, запрашивающий признание прав собственности для данной постройки. В таком случае встречный иск приводит к отзыву первоначального заявления. Здесь важно учесть, что ответчик, подающий встречный иск, обязан обладать бесспорным правом собственности на тот земельный участок, где воздвигнута самовольная постройка. Речь идет о вещном праве на участок — у владельца он должен числиться в собственности с пожизненным владением, с правом наследования, пользование бессрочное. На этом список вещного права исчерпывается, из этого следует, что арендованный участок, на котором возведен спорный объект, не относится к данной категории и к данному случаю отношения не имеет, также вопрос становится спорным в момент, когда происходит раздел имущества супругов, то есть в момент, когда окончательный собственник не определен окончательно.
  3. Можно сослаться на ненадлежащего истца. Отсутствие разрешений по самовольным постройкам является нарушением публичных интересов, соответственно такой иск могут подавать только уполномоченные лица.
  4. В случае, когда высказывается претензия, что строительство самовольной постройки нарушает градостроительные требования, можно попытаться добиться признания этих нарушений несущественными,  предотвратив снос постройки.

В основном судебная практика демонстрирует непреклонность, особенно последнее время, и чаще всего требует осуществить снос по многочисленным искам по самовольным постройкам; очень строго относится к изучению прав на собственность земельных участков. Чтобы избежать судебных неприятностей необходимо скрупулезно относится ко всей документации, относящейся к земельной и иной собственности, и следить, чтобы возводимые объекты не приобрели в будущем признание самовольно возведенного объекта.

Источник: https://SudebnayaPraktika.ru/zemelnye-spory/samovolnye-postrojki.html

Ссылка на основную публикацию